Рецепты. Кондитерская. Рестораны. Мясо. Фрукты и овощи

________________________________________________

Коммерческое использование пьесы возможно только с письменного разрешения автора.
Адрес эл. почты: [email protected]

О некоммерческом использовании материала (студенческие, детские, молодежные театры и пр.), просьба, сообщать автору по адресу: [email protected]

Для государственных и независимых театров: возможна постановка пьесы лично автором.

Постановки: StoryТеатр (https://www.youtube.com/watch?v=2CHPYWk8vQA&t=14s) 2016, Театр им. А.К.Брахмана 2017, Забайкальский государственный театр кукол "Тридевятое царство" (г.Чита) 2017
_________________________________________________

Артем Малахов

СЛАДКАЯ ИСТОРИЯ
(шуточный бродвейский мюзикл для театра кукол)

Экспозиция

ПРЯНИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК: Нас всех съедят!.. Джем всемогущий, как же я раньше этого не понимал?! Окунут в чай и просто слопают! Какой ужас! Как хорошо, что даже выпечку, время от времени, посещают умные мысли. Я-то думал, Кондитер нас очень любит, раз так долго возится с каждым, а оказывается - он просто нас готовил! Бедный Пончик! Бедный Торт! Бедный я! Нужно поскорее выбираться отсюда… Отныне ни один пряник не будет съеден!

Песня Пряничного человечка

Нас пекли в любви и ласке,
Был уверен раньше я,
Только в этой дивной сказке
Все совсем не так, друзья!
Ведь Кондитер, наш создатель,
Он предатель и тиран,
Из глазури дал мне сердце,
Только это все обман!

Испекли нас, чтобы съесть, я знаю!
Скушать, слопать, схрумать, стрескать с чаем!
Испекли нас, чтобы съесть!
Надо делать ноги пока они есть…
Леденец, пломбир, зефир, печенье,
Есть у нас надежда на спасенье
И с прилавков мы сбежим!
А сейчас поспешим…

Сцена 2
(бег Пряничного человечка)
АВТОР: И Пряничный человечек бросился со всех ног, чтобы поскорее сообщить эту неожиданную новость своим друзьям.
ПРЯНИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК: Эй! Ты еще кто такой?
АВТОР: Что? Ты это мне?
ПРЯНИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК: Тебе, кому же еще? Хватит прятаться, выходи, давай!
АВТОР: Хм… Понимаешь, я не могу выйти, потому что я не прячусь. Я, как бы тебе это сказать, я – везде.
ПРЯНИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК: Чего?
АВТОР: Я – автор.
ПРЯНИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК: Чего?
АВТОР: Автор.
ПРЯНИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК: Чего?

(Пряничный человечек ускоряется)

ПРЯНИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК: Эй! Это что еще такое?!

(Пряничный человечек бежит вприпрыжку)

ПРЯНИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК: Эй, хватит!

(Пряничный человечек исполняет все перечисленное)

ПРЯНИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК: Все, все, я понял, хватит! Верни все как было!

(к Пряничному человечку возвращается контроль над собственным телом)

ПРЯНИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК: Послушай, ну если ты такой всесильный, ты не мог бы, в таком случае, мне помочь - перенести меня и моих друзей, Пончика с Тортом, куда-нибудь подальше от этой ужасной кондитерской, а еще лучше сделай так, чтобы больше ни одно печенье, ни один кекс не был съеден! В общем, не мог бы ты всех нас спасти?
АВТОР: Мог бы.
ПРЯНИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК: Здорово!
АВТОР: Но тогда бы я был плохим автором. Ведь такая короткая история, просто никому бы не была интересна!
ПРЯНИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК: Так я и думал. Спасибо, помог.

(Пряничный человечек уходит)

(появляется Пончик)

Песня Пончика

Вам поведаю друзья
Как печален нынче я,
А печален я как никогда…
Это вовсе не пустяк,
То, что я такой толстяк,
В моей жизни все всегда не так!

Быть пухлым неохота,
Такая вот беда,
Такая вот забота,
Но ни деться никуда.
Да!
Ведь толстым неохота
Пончиком мне быть,
Такое вот несчастье,
Ну и как тут не тужить?

Мне, бывает, часто снится
Будто стройным мог я получиться,
Эклером с кремом или рожком,
Но никак не круглым пирожком!

ПРЯНИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК: Пончик, друг мой, случилась беда!..
ПОНЧИК: Здравствуй, Пряничный человечек… Ты прав, случилось непоправимое.
ПРЯНИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК: Я, понимаешь, я все понял!
ПОНЧИК: Да, я тоже уже давно все понял…
ПРЯНИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК: Не может быть? Ты тоже?
ПОНЧИК: Конечно! Я-то это понял самый первый.
ПРЯНИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК: Что же ты сразу никому ничего не сказал?!
ПОНЧИК: А чего тут говорить? Этого разве не заметно?
ПРЯНИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК: Чего не заметно?
ПОНЧИК: Я слишком пухлый, этого нельзя не заметить.
ПРЯНИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК: Ой, Пончик! Я-то понял вовсе не это! Я понял то, что нас всех съедят!
ПОНЧИК: Прекрасно. Теперь меня еще и съедят. Замечательно.
ПРЯНИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК: Но мы сбежим!
ПОНЧИК: Сбежим?
ПРЯНИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК: Да! Мы перехитрим Кондитера и сбежим!
ПОНЧИК: Как же мы его перехитрим? Мимо него никому не проскользнуть!
ПРЯНИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК: Еще не знаю, но я обязательно что-нибудь придумаю. Ну, так что, ты со мной? Готов удрать отсюда?
ПОНЧИК: Ну, наверное, готов.
ПРЯНИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК: Отлично! Осталось рассказать обо всем Торту.

(Пончик уходит)

Сцена 4
(бег Пряничного человечка)

АВТОР: И помчался Пряничный человечек дальше, на соседний стеллаж.
ПРЯНИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК: Снова ты!
АВТОР: А я никуда и не исчезал.
ПРЯНИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК: Что же ты молчал? Мог бы помочь мне придумать, как перехитрить Кондитера.
АВТОР: Мог бы, но…
ПРЯНИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК: Или ты с ним заодно?
АВТОР: Нет, Пряничный человечек, я – автор и я ни с кем не заодно.
ПРЯНИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК: Что же и на этом спасибо.
АВТОР: Пожалуйста. И будь добр, поторапливайся, Кондитер вот-вот появится.
ПРЯНИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК: Тебе-то что?

(Пряничный человечек уходит)

(появляется Торт)

Песня Торта

День рождения – лучший день!
День рождения – шумный день!
Но я все не пойму…
Если день рожденья мой,
Почему я в комнате пустой
Один сижу?..
Зачем тогда меня вообще пекли?..
И где веселье, конфетти?
Нет подарков, нет гостей,
Свечи есть, но нет огней!..
Да, все это очень странно и крайне подозрительно…

(появляется Пряничный человечек)

ТОРТ: О, Пряничный человечек!
ПРЯНИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК: Тортик, милый Тортик! Еле успел…
ТОРТ: Я как раз хотел у тебя кое-что спросить…
ПРЯНИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК: Давай в другой раз.
ТРОТ: Ну, всего один вопрос!
ПРЯНИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК: Нет.
ТОРТ: Ну, пожалуйста.
ПРЯНИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК: Нет.
ТОРТ: Ну, пожалуйста.
ПРЯНИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК: Нет.
ТОРТ: Пожалуйста.
ПРЯНИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК: Нет, говорю.
ТОРТ: Я спрошу.
ПРЯНИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК: Не нужно.
ТОРТ: Спрошу.
ПРЯНИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК: Нет.
ТОРТ: Ну, пожалуйста.
ПРЯНИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК: Торт, ты меня слышишь?
ТОРТ: Я спрашиваю.
ПРЯНИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК: Нет.
ТОРТ: Как ты думаешь…
ПРЯНИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК: Я никак не думаю…
ТОРТ: Ну, а все же…
ПРЯНИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК: Я тебя не слушаю (затыкает уши).
ТОРТ: Как ты думаешь…
ПРЯНИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК: Лалала, лалала, лалала…
ТОРТ: Зачем нас испекли?
ПРЯНИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК: Чтобы съесть!..
ТОРТ: Что?
ПРЯНИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК: Нас испекли, чтобы съесть.
ТОРТ: Ты же не собирался отвечать.
ПРЯНИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК: Торт, нас всех испекли к чаю! Мы сладости, понимаешь? Печенюшки, вкусняшки, пальчики оближешь, м-м-м…
ТОРТ: Какой ужас… Меня съедят в мой же день рождения!
ПРЯНИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК: Нет, Тортик, это не твой день рождения… Тебя просто скушает тот, у кого сегодня день рождения.
ТОРТ: Еще лучше…
ПРЯНИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК: Поэтому я предлагаю бежать!
ТОРТ: Бежать? Куда?
ПРЯНИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК: Пока не знаю, главное вырваться, а там дальше посмотрим. Пончик согласен. Ну, так что, ты с нами?
ТОРТ: А как же Кондитер? Думаю, он не слишком-то обрадуется, завидев удирающий торт!
ПРЯНИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК: Еще бы!
ТОРТ: То-то и оно.
ПРЯНИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК: Но я что-нибудь придумаю.
ТОРТ: Ну, не знаю, все-таки он всех нас выпек, мне сделал глазурные свечи, тебе вот, глазки из драже, неужели все это…
ПРЯНИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК: Да, все это для чаепития, иначе, зачем еще нужны глазки из драже!
ТОРТ: Ладно, уговорил. Но, смотри, я не хотел бы, чтобы мы попались, тогда нам точно несдобровать.
ПРЯНИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК: Не попадемся. Я обещаю.

(Торт уходит)

АВТОР: Что дальше, Пряничный человечек?
ПРЯНИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК: Не знаю, ты же автор, вот ты мне и скажи.
АВТОР: Ты пообещал друзьям, что вытащишь их отсюда, они ждут. Что будешь делать?
ПРЯНИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК: Вообще-то я надеялся на тебя.
АВТОР: На меня?
ПРЯНИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК: Мне некому больше помочь. Я всего лишь пряник, самому мне никогда не справиться с Кондитером. Поэтому если ты мне не поможешь, значит, все это было напрасно и значит мы действительно лишь угощения. Остается только пожелать приятного аппетита.
АВТОР: Выходит, если я тебе не помогу – история закончится?
ПРЯНИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК: Выходит, что закончится.
АВТОР: Ты не оставляешь мне выбора!
ПРЯНИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК: Надеюсь что это так.

(Пряничный человечек уходит)

Сцена 7
(из подручных материалов собирается воедино кондитер, его голова медленно надувается, лицо выглядит жутковатым и поношенным)

Песня Кондитера

Печь моя снова дышит огнем
Лижет противни языком
Каждый краешек обожжет
Тесто в моих руках оживет


Я изысканный кулинар!
Мастер выпечки! Мастер выпечки!
Я кондитеров кардинал!

Лучший я на земле!
Остальные все так себе…

КОНДИТЕР: Ничего не понимаю…Этого не может быть… Куда они подевались? Где моя выпечка? Где все сладости? Где мои шедевры?! Лучшая кондитерская в мире пуста! Какой позор… Это конец карьеры.
АВТОР: Прошу прощения что вмешиваюсь, но я должен вам кое-что сообщить…
КОНДИТЕР: Что? Вы мне?
АВТОР: Все ваши блестящие десерты, как бы это помягче сказать, в общем, все они ушли.
КОНДИТЕР: В смысле «ушли», не понимаю?
АВТОР: В смысле - сбежали, смотались, дали стрекача.
КОНДИТЕР: Мда… Все же я чрезмерно вкладывал в них душу. Что же делать? Кондитер без десертов не кондитер! Их непременно нужно вернуть, но как?
АВТОР: Кондитерская игла! Возможно, она вам поможет.
КОНДИТЕР: Так, так, так, интересно. И как же она мне поможет?
АВТОР: Я думаю, все дело в ней! Именно ей вы и вдохнули жизнь во все ваши изделия! Возможно, игла превратила ваше желание испечь небывалые сладости в жизнь! Они-то и впрямь вышли небывалые, раз уж сами захотели выйти из кондитерской. Так что, стоит попробовать применить эту иглу и в обратном порядке. Нужно лишь захотеть, пожелать, подумать о том, чтобы все десерты вернулись, и уколоть эту мысль иглой!
КОНДИТЕР: Что же, а в этом что-то есть (берет иглу)! Хе, хе, уколоть, говоришь… Желаю чтобы Торт, Пончик и Пряничный человечек немедленно вернулись!

(Кондитер колет свою голову иглой и та лопается)

Сцена 8
(пустырь, свалка, виднеются старые обертки и какие-то объедки)
(появляются Торт, Пончик и Пряничный человечек)

ПОНЧИК: Не может быть, мы свободны!
ПРЯНИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК: Мы свободны!
ТОРТ: Даже не верится, что мы проскочили!
ПОНЧИК: Ура, мы вырвались! Только куда?..
ТОРТ: Действительно, где мы, Пряничный человечек? Что это за жуткое место?
ПОНЧИК: Честно говоря, в кондитерской было уютней…
ТОРТ: Ты говорил: «главное вырваться, а там посмотрим», ну что, посмотрел? Столько бежали, у меня даже безе отпало, и все зря.
ПРЯНИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК: Прекратите! Вы что не понимаете? Теперь-то нас никто не сможет съесть!
ТОРТ: И что? Мне, бисквитному торту посреди пустыни, от этого не легче (натыкается на м-ра Крекера). Это еще кто?

(появляется м-р Крекер)

ПОНЧИК: Не может быть…
ТОРТ: Глазам своим не верю…
ПРЯНИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК: Кто этот сухарь?
ПОНЧИК: Это м-р Крекер!
ТОРТ: Он был легендарным мастером хруста! Лучшим из лучших. Но однажды он просто исчез. Говорят, что его проглотила кошка, но не знаю…
М-р КРЕКЕР: Комо эстас, амигос?! Добро пожаловать на свалку! Как вас сюда занесло?
ПРЯНИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК: Нас не занесло, мы сбежали!
М-р КРЕКЕР: О! Сбежали в поисках лучшей жизни?
ПРЯНИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК: Да! Мы не желаем быть угощениями к чаю!
М-р КРЕКЕР: Хе, хе, хе… Когда-то, когда я был молод и наивен, как вы, я тоже думал что достоин большего. У меня был талант! Я мог хрустеть как свежевыпавший снег, как треснувшая сосна или как французская булка, как угодно! «М-р Крекер, м-р Крекер, вы неповторимы! М-р Крекер, вы просто неподражаемы, вы лучшее печенье в мире!» Конечно же, я не хотел чтобы моя слава заканчивалась, особенно так, в прикуску с лимонадом… Поэтому я бежал. Договорился с кондитерской кошкой и та, вынесла меня в своих зубах за дверь. Все, и Кондитер в том числе, подумали, что она меня проглотила, поэтому искать меня никто не стал.
ПРЯНИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК: И что же случилось потом? Вижу вами так никому и не удалось пообедать?
М-р КРЕКЕР: Да, ты прав, не удалось. Но я засох!
ПРЯНИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК: Что?
ТОРТ: Чего?
ПОНЧИК: Мамочки!
М-р КРЕКЕР: Я засох! Полностью! Сухарь! Стал как камень! И что вы думаете? Я перестал хрустеть! Я больше не способен делать то, ради чего сбегал! Как я себя теперь чувствую? Никак! Я засох и больше ничего не чувствую.
Так что, мой побег был ошибкой. Как и ваш. Но, в отличии от меня вы еще можете вернуться.
ПОНЧИК: К сожалению не можем.
ТОРТ: Кое-кто перехитрил Кондитера, да так, что тот лопнул.
М-р КРЕКЕР: Что же, в таком случае добро пожаловать в клуб…
ПОНЧИК: Великолепно! Вот это так развязочка!
ТОРТ: Спасибо за чудесное спасение, Пряничный человечек, всегда мечтал засохнуть где-нибудь посреди пустыни.
ПРЯНИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК: Простите, друзья, я не думал, что все так закончится…
АВТОР: Ну что же, видимо, настало время кое-что вам объяснить.
ТОРТ: А чего тут объяснять, выхода нет, если нас не съедят – мы засохнем, а если съедят – нас вообще не станет.
АВТОР: Но вас сделают снова!
ПОНЧИК: Что он сейчас сказал?
АВТОР: Вас всех испекут заново!
ТОРТ: М-кхм, а ведь и правда…
ПОНЧИК: Точно!
ПРЯНИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК: Об этом мы как-то не подумали.
ТОРТ: Действительно. Чего это мы? Нас же испекут заново!
ПОНЧИК: Вот это поворот!
ТОРТ: Ха, ха, во даем!
ПРЯНИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК: Постойте, постойте! Нас сделают заново, но… А как же Кондитер?..
АВТОР: А что Кондитер? Что нам мешает снова его надуть?
ПРЯНИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК: Ты знал! С самого начала ты все знал!.. Что же ты сразу ничего мне не сказал?!
АВТОР: Ну, Пряничный человечек, как я уже говорил, тогда я был бы плохим автором. И это была бы уже совершенно другая история.
ПОНЧИК: А как же м-р Крекер? Что если размочить его в чае?!
М-р КРЕКЕР: Юноша, уймитесь.

Финальная песня

Там, где жар от печи,
Кондитер наш лепил калачи…
Это наш сладкий дом!
Там, где дым из трубы,
Кондитер наш, там штопал штаны…
(хохочут)
Там, наш сладкий дом!..

(вновь собирается Кондитер, его лицо светло и ново)

_________________________________________________

Теги: пьесы для театра кукол, пьесы для ТЮЗа, необычные пьесы, пьесы для детского театра, пьесы-сказки, пьесы сказки для театров, пьесы для детей, современные пьесы, современные сказки, сказка для театра кукол, сказка для кукольного театра, сказка для театра, сказка для ТЮЗа, театр кукол, кукольный театр, школьный театр, современный детский театр, пьеса для кукольного театра, современная пьеса для театра кукол, необычная пьеса для театра кукол, спектакль для семейного просмотра, режиссер Артем Малахов, пьеса Артема Малахова, сказка Артема Малахова.

Первым сладким продуктом в истории человечества, если не считать фруктов, был мёд. В пещерах каменного века на территории современной Испании обнаружено изображение собирающего мёд человека в окружении пчёл. Мёд упоминается также в шумерской и вавилонской клинописи, в Хеттском кодексе, в священных книгах Индии.

Честь открытия пчеловодства принадлежит египтянам. В одном из самых ранних папирусов, посвящённых медицине, мёд фигурирует как средство для заживления ран и для стимуляции работы кишечника. Лечили им и некоторые вилы опухолей.
Сходные сведения можно найти у древних греков, которые многое позаимствовали у египтян. Любопытно, что греческие медики употребляли мёд и как самостоятельное лекарственное средство, и для подслащения горьких снадобий. Греки считали, будто регулярное употребление мёда продлевает жизнь. Не случайно, суля по мифам, он являлся одним из основных компонентов амброзии - напитка, дарующего богам вечную молодость.

В Средние века монастыри держали пасеки, а крестьяне заводили борти (специально выдолбленные дупла для пчёл) в лесу.
Существовали селения, все жители которых занимались производством мёда и воска. В восточноевропейском экспорте воск занимал второе место после пушнины, а меловые напитки бытовали повсюду. Даже в пиво иногда добавляли мёл.
Феодалы собирали оброк мёдом и пчёлами. Правда, позднее подать пчёлами была отменена.

МЕД

Пчелиный мёд в наше время добывают везде, где только можно встретить цветущие растения. Он различается по цвету, аромату и густоте в зависимости от того, с каких соцветий пчёлы собирали нектар, а также от географического положения и климата конкретной местности. В Европе и Северной Америке наибольшей популярностью пользуется клеверный мёд, в России - липовый. Экзотические сорта можно отведать 6 Австралии, в частности светлый мёд с очень мягким ароматом из цветов тасманийского «кожаного дерева», а в Новой Зеландии знатоки ценят мёд с алых цветов растущего лишь в этой стране кустарника похутакава.


Но пчёлы - вовсе не «монополисты» в производстве мёда. Австралийские аборигены, например, уже десятки тысяч лет лакомятся медовыми муравьями (Melophorus bagoti), брюшки которых размером с горошину наполнены янтарным ароматным мёдом.

Мёд выступает не только в качестве сладости. Ещё таинственные лесные жители Цейлона - веды - использовали его для консервации мяса.

В Китае в нём маринуют жареное мясо и птицу, корейцы добавляют его в клейкий рис якпап. Европейские народы, в том числе славяне, из мёда готовили первый алкогольный напиток - медовуху.

Сахар, главный «конкурент» мёда, долгое время оставался редкостью и был очень дорог. Как и многие другие экзотические продукты, он считался целебным средством и входил в арсенал аптекарей, а не поваров. Открытие Америки дало возможность расширить площади сахарных плантаций. С этого сахар из аптек постепенно стал перемещаться на кухни. Как отмечал порой половине XVI в. фламандский картограф Абрахам Ортелий, «Сахар, который раньше можно было достать только в лавках аптекарей, кои его держали лишь для больных, поглощают из обжорства… То, что некогда > лекарством, ныне служит пищей».
Во Франции в 1760 г. в продаже имелось несколько видов сахара. Публике предлагались москуад (сахар-сырец), кассонад (сахар, прошедший одну очистку), «сахар по семи ливров», сахар «королевский» и «полукоролевский», леденцовый и красный, носивший название кипрского. Любопытны характеристики, которые лаются этим сахарам в документах того времени, москуад «должен быть беловатым по цвету, елико возможно менее жирным и почти не пахнуть горелым», а кассонал «должно выбирать белый, сухой, зернистый, со вкусом и запахом фиалок».

Сахар победно шествовал по Европе, но шествие это было, прямо скажем, довольно медленным. В конце XVIII в. ещё оставались области, где сахара практически не знали. Хотя пены на него постепенно снижались, для широких слоев населения он по- прежнему являлся роскошью, продуктом, который старались экономить. Так, во Франции во многих крестьянских ломах сахарную голову подвешивали над столом, и во время чаепития каждый подносил к ней свой стакан, чтобы сахар таял там несколько мгновений.
Кстати, натуральный сахар имеет слегка желтоватый цвет. Современный продукт своей сияющей белизной обязан добавке небольшого количества ультрамарина, играющего роль оптического отбеливателя.
Но как бы ни были вкусны мёд и сахар сами по себе, человечество этим не удовлетворилось и продолжало с ними экспериментировать. В результате и появились все те кушанья, которые принято называть десертами и которые составляют главную радость сладкоежек.

У каждого народа сладости, как и любые другие блюда, имеют свои особенности. Европейские и восточные кондитерские изделия различаются в первую очередь способами обработки сырья: если для Европы более характерна выпечка, то восточные кондитеры чаще используют варку.

«СЛАДКИЕ» РАСТЕНИЯ

Среди растений, содержащих сахар, главное - сахарный тростник, изначально произраставший в Папуа - Новой Гвинее и странах Азии. Выжимать из него сок, чтобы путём выпаривания получать сахарные кристаллики, начали в Индии где-то за 500 лет до новой эры. Добытый таким образом сахар на санскрите именовался «каркара». Европейские названия, в том числе русское «сахар», происходят от арабского «саккара».

Европейцы познакомились с сахаром значительно позже, с развитием торговли. Говорят, в III в. до н. э. его завёз в Европу Александр Македонский. Итальянский путешественник Марко Поло писал, что в XIII в. сахар поставляли в Венецию, а с XV столетия сами венецианцы научились его получать и снабжали этим продуктом всю Италию. На званых обедах в богатых домах украшением стола были сахарные скульптуры.

К концу XV в. Венеция потеряла «сахарную монополию» в Европе. Португальский мореплаватель Васко да Гама отправился в Индию и наладил с ней торговлю, а Христофор Колумб привёз сахарный тростник в Ам е рику. Природные условия оказались там идеальными для его выращивания. К XIX столетию сахар вытеснил мёд в качестве главного источника сладкого вкуса по всему цивилизованному миру.

В России, как и в других странах с прохладным климатом, сахарный тростник не растёт, а сырьём для производства сахара служит сахарная свёкла. Французы в XIX в. пытались получать его из моркови, но потом отказались от этой идеи, поскольку свёкла более сахариста.

В Северной Америке сахар добывают из кленового сока.

Оладьи с кленовым сиропом с тонким ромовым ароматом - излюбленный завтрак жителей европейских стран и Австралии.

Жители жарких стран получают сахар из нескольких видов пальм, поэтому его называют пальмовым. Он имеет особый аромат и в магазинах продаётся в брикетах коричневатого цвета.

ВОСТОЧНЫЕ СЛАДОСТИ
Восточные сладости условно можно разделить на три группы. Первую составляют мучные изделия - выпечка на основе песочного, бисквитного, слоёного и сдобного теста. Это пахлава, песочное Печенье, курабье, пирог кята из слоёного теста, мютаки - трубочки с начинкой из абрикоса.
Вторая группа - твёрдые сладости с карамелью, служащей связующим элементом для орехов, семян подсолнечника, кунжута, воздушного риса. Так готовят козинаки и грильяж. Сюда же можно отнести и лакомства из сахара: кристаллический сахар, ногул (аморфный сахар с пряностями и нишалло (сахарную вермишель).

Третья группа - это «мягкие конфеты»: ойла, рахат-лукум, щербет, нуга и др.
Щербет состоит из сока или отвара ягод, соединённого с сахаром. В зависимости от пропорций компонентов и способа приготовления он бывает жидким или густым. В Азербайджане, например, обычно готовят жидкие шербеты, играющие роль прохладительных напитков, а в Таджикистане больше любят густые, похожие по консистенции на варенье. Иногда для аромата в шербеты добавляют пряности, но прежде всего в них ценится прозрачность.

З е фир ведёт своё происхождение от восточных сладостей и состоит в основном из белка, сахара и желатина. Особый вид зефира распространён в США. Это маршмаллоуз - небольшие кубики, которые не тают во рту, как наш зефир, а долго жуются. На пикниках американцы нанизывают маршмаллоуз на палочки и поджаривают на костре. Вкусно, но на любителя.

Рахат-лукум - фруктовый сироп, сваренный с добавлением крахмала, - начали изготовлять в XVI в. в Османской империи. Огромной популярностью он пользуется и сейчас. Ойла - это густая масса из белка, патоки и сахарного сиропа с прослойками из фруктового джема; косхалва - такая же масса, перемешанная с маком, изюмом или орехами, а халва - смесь жареных тёртых орехов, кунжута или семян подсолнуха с карамелью.

Отметим, что далеко не все восточные сладости - произведения кондитеров. Так, козинаки - просто разновидность домашних сладких заготовок. Мучные изделия с успехом готовят и кондитеры-пекари, и умелые хозяйки. А вот халву дома вряд ли сделаешь. На это уйдёт много времени, к тому же потребуются специальный инструмент и навыки. Хотя технология на первый взгляд проста, её нельзя механизировать. Есть и такие лакомства, на изготовление которых требуется до 24 часов.

СЛАДКИЕ ТРАДИЦИИ ЕВРОПЫ

Пирожные и другие сладости готовили е щ ё в Древнем Риме. У Петрония в «Сатириконе» читаем: «Там уже очутилось блюдо с пирожными: посреди него находился Приап из теста, держащий по обычаю в широком подоле плоды всякого рола и виноград».

Многообразие кулинарии - один из признаков развитой культуры. В Риме она была именно такой, но Рим пал, и искусство приготовления сладостей оказалось на долгие века практически забыто. Возродилось оно в Италии, в Венеции, лишь с появлением сахара в конце XV - начале XVI в. А до той поры сладости покупали у арабов.

Слово «кондитер» происходит от итальянского глагола «кандире» (candire) - «варить в сахаре», «засахаривать». Но, по странному совпадению, его произношение очень близко к латинскому слову «конлитор» (conditor) - так древние римляне называли поваров. Это созвучие привело к тому, что изготовителей сладостей стали именовать не кандирами, а кондиторами или кондитерами.

Для создания и оформления праздничных тортов требуются вдохновение и навыки художника, скульптора и даже строителя. Хороший вкус должен быть и у кондитерского изделия, и у кондитера.

Позднее пальму первенства у итальянцев перехватили французы с их помпезными бисквитными тортами, а от них она перешла к австрийцам. Венская кондитерская школа впервые заявила о себе в 1815 г. во время Венского конгресса. Тамошние кондитеры использовали более лёгкое тесто с меньшим количеством яиц. Их изделия требовали большего времени и мастерства, чем фран-цузские, но были дешевле. Кондитерское искусство постепенно демократизировалось, ста ло доступнее для масс. Ко н д итер и повар - две разные профессии. Во Франции и Ита ли и к приготовлению сладкого допускали только тех, кто хорошо умел рисовать и лепить. Будущие кондите ры изучали историю архитектуры, лепку и орнаментику.

Впрочем, и сейчас ситуация не особенно изменилась. В 90-х гг. XX в. в нашей стране вышел учебник для кулинарных техникумов «Рисование и лепка для кондитеров». Задания в нём мало отличаются от тех, что дают студентам художественных училищ. Знание законов композиции, умение подбирать гармоничные сочетания цветов, рисование и лепка с натуры - все эти навыки составляют неотъемлемую часть кондитерского искусства. Ведь именно необычное оформление создаёт вокруг их творений ореол сказочности.
Чего только не делали мастера прошлых веков! Из обычного сахара изготовляли целые скульптурные композиции. Одна из них стала подарком португальского короля Папе Римскому в 1513 г.
Она изображала самого Папу в окружении 12 кардиналов и 300 свечей, каждая в полтора метра высотой. И это далеко не единственный образец сладкой скульптуры.

Э. Т. А. Гофман в сказке «Щелкунчик и мышиный король» придумал целое кукольное царство с городскими воротами из миндального печенья, домами, украшенными сахарными галереями ажурной работы, стоящим на площади
вместо обелиска глазированным тортом и великолепным Марципановым замком. Конечно, это фантазия писателя, но вдохновили его скорее всего произведения настоящих кондитеров. Кстати, марципан был изобретён во Франции и в XVIII-XIX вв., т. е. как раз во время написания сказки, пользовался в Австрии и Германии огромной популярностью. Это лакомство представляет собой смесь сахарной пудры с тёртыми орехами (обычно миндальными) в пропорции 1:2 или 2:3. Получающаяся в результате масса очень эластична, и ей можно придать любую форму.

Ну и наконец, торты - «короли кондитерских». Стиль их оформления изменялся в зависимости от времени: в XVIII столетии главное место на столе могло принадлежать шедевру, выполненному в виде рога изобилия, из которого сыпятся цветы и фрукты. Конечно, торты, поступающие сегодня в широкую продаж); оформлены более просто и часто, увы, довольно однотипно. Но это не значит, что в наше время ключ от сладкой страны, вроде той, которую описал Гофман, навсегда утерян. Так, известный мастер Василий Николаевич Семёнов создал из шоколада, бисквита, сахара и марципанов макеты Театра драмы имени А. С. Пушкина, стрелки Васильевского острова и Петродворца. Последний изображал Большой дворец и фонтаны перед ним, в том числе «Самсона», из которого била леденцовая струя.

Пряники

Во многих странах готовили лакомства, замешивая тесто с мёдом. В Древней Греции делали ячменные лепёшки и белый хлеб с добавлением мёда. В Шотландии смешивали с ним овсяную крупу и выпекали нечто вроде овсяного печенья. Но пряники, вероятнее всего, можно считать русским изобретением.
В IX в. на Руси появляется так называемый медовый хлеб, приготовленный из ржаной муки, ягодного сока и большого количества мёда (его было почти столько же, сколько остальных ингредиентов, вместе взятых). Позже тесто стали ароматизировать лесными травами и кореньями, а в XII-XIII вв. и экзотическими специями, привозимыми из заморских стран. Из-за этих пряностей изделие и получило такое название. В каждой области были свои секреты приготовления пряников, передававшиеся из поколения в поколение. Русские пряники прославились и за рубежом: лучшие мастера открывали пекарни в Берлине, Лондоне и Вене.


Традиционно пряники изготовляли из ржаной муки с мёдом, гвоздикой, имбирём, померанцевой коркой, водой и спиртом. Готовое и сформованное тесто ставили на ночь в печь, разогретую выпеканием хлеба, & а утром - ещё раза два в заново истопленную печь. В пряники из пшеничной муки могли добавлять желтки или какой-нибудь натуральный краситель. В Сибири, например, выпекали розовые пряники на сухой малине. Сверху пряники посыпали тёртым миндалём или цукатами, обливали патокой, сахарной глазурью, шоколадом, украшали сахарными фигурками, а иногда - буквами, чтобы дети Учились азбуке. Делали даже пряничные домики и целые хоромы - с куполами, резными окнами, но это, конечно, на утеху богачам.
Ни одно событие не обходилось без пряника, будь то свадьба, именины, ярмарка. Их принято было дарить в последний день Масленицы перед Великим постом и в Прощёное воскресенье.

ШОКОЛАД

С открытием и захватом Америки Европа не только получила новые земли и золото, но и познакомилась с новыми растениями. Одно из них - какао. Его зёрна были известны за 1000 лет до новой эры, в эпоху цивилизации ольмеков, живших в низменностях по берегам Мексиканского залива. Они произносили название этого растения как «какауа». Во времена майя его начали культивировать, и к VII в. на полуострове Юкатан уже располагались значительные плантации какао.

В мифологии киче у какао-бобов имелась лаже собственная богиня-покровительни ц а - Шкакау («подательница какао»). У ацтеков плоды какао служили деньгами. За 100 бобов можно было приобрести выдолбленную ло д ку. Любопытно, что даже такие «деньги» подделывали: из бобов извлекали содержимое, заполняли их землёй, склеивали половинки и пускали в оборот.

Растёртые бобы какао ацтеки разводили в горячей воде и добавляли туда ваниль и… перец. Напиток они называли «чоколатль». Правда, говорят, что для правителя Монтесумы его готовили по другой рецептуре: это была смесь растёртых жареных бобов и молодых зёрен кукурузы с мёдом, ванилью и сладким соком агавы.

Испанцев, которые явились к ацтекам в первой половине XVI в., прежде всего инт е ресовало золото. Из-за него-то и оказалась разрушена столица ацтекского государства. Но в сокровищницах разграбленного дворца рядом с золотом лежали какао-бобы. И если финансовая ценность зёрен показалась Эрнану Кортесу сомнительной, то тонизирующие свойства шоколада всерьёз заинтересовали, о чём он лаже упомянул в письме к испанскому короля: «Одна чашка этого ценного напитка. - писал Кортес, - достаточна, чтобы поддержать человека совершенно бодр ым в течение целого дня похода».

Т ак в Испанию попали какао-бобы ре ц еп т приготовления чоколат ля, п ереименованного европей цами в шоколад. Во Францию се пришёл вместе с испанско й принцессой Марией Терезией, на которой в 1659 г. женился Людовик XIV Но кроме королевы никто больше не пил новый напиток. Разве что изредка, в качестве лекарства. Мода на него распространилась лишь в эпоху Регентства. Тогда «прийти на шокола д » означало присутствовать при том, как встаёт с постели принц, т. е. быть в большой мило сти . Впрочем, такой популярностью, как в Испании, во Франции напиток всё равно не пользовался.

Рецепты приготовления шоколада постепенно совершенствовались. В него стали добавлять молоко, сливки, вино и лаже пиво. В XVII в. шоколад был достаточно тяжёлым д л я организма продуктом, гак как в нём содержалось масло какао, отнюдь не способствующее пищеварению. Но в 1828 г. Конрад ван Хоутен запатентовал гидравлический пресс, с помощью которого из какао-бобов отжималось масло. Теперь можно было производить какао-по ро шок с низки м содержанием жира. А масло какао, имеющее белый цвет и шоколадный привкус, стало основой белого шоколада.

В XIX в. Рудольф Л индт из Берна изобрёл механизм, позволявший перемешивать шоколадную массу в течение долгого времени, в результате чего шокола д прямо-таки таял во рту. А в 1847 г. английская компания «Fry Sons» впервые выпустила плиточный шоколад. Несколько позже, в 1876 г., швей ц ape ц Даниэль Петер разработал способ пр иготовления молочного шоколада и продал свой патент фирме «Nestle».

Сейчас существует огромное количество разных видов шоколада. Например, в горьком шоколаде, в отличие от обычного, меньше сахара и больше какао. Именно поэтом)’ его цена несколько выше (какао-бобы дороже сахара). А вот пористый шоколад не имеет какой- то особой рецептуры. Он может быть и белым, и молочным, и горьким. Единственное отличие при его изготовлении состоит в том, что формы с ещё не застывшей шоколадной массой помешают в вакуумную камеру, из которой откачивают воздух. За счет этого пузырьки воздуха, содержащиеся в шоколаде, увеличиваются в объёме.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Рецепты. Кондитерская. Рестораны. Мясо. Фрукты и овощи