Рецепты. Кондитерская. Рестораны. Мясо. Фрукты и овощи

В России кардинально отличаются от японских или китайских обычаев, но они по-своему прекрасны. Мало, кто задумывается, что, наливая очередную чашечку чая, мы следуем традициям наших предков. Русское чаепитие у многих ассоциируется с блестящим самоваром, обилием сладостей и выпечки на столе. Гостеприимность русского народа, широта души, не позволяет подавать гостям только чай. Для дорогих гостей к чаю подаются и ароматные плюшки, и варенье, и пироги.


История появления чая на Руси

Попивая ароматный чаек, никто и не вспоминает о том, что всего несколько веков назад на Руси и слышать не слышали о таком напитке. привезли в подарок от монгольского хана еще в 17 веке. И хоть чай ему понравился, распространения он не получил, поскольку доставлять его нужно было из Китая, что за тридевять земель, неудобно, да и накладно. Дорогим удовольствием был заморский чай, поэтому простой люд заваривал травки, уважал кипрей, ласково называя его Иван-чаем. До 18 века чай, поставляемый через Монголию и Сибирь, был доступен только царской семье и прочей знати.

Поставлялся чай в Москву, только в 19 веке им стали торговать на Нижегородской ярмарке. Тогда в Москве открылись первые чайные. Чай стал доступнее, в чайные приходили, чтобы встретиться с нужными людьми, пообщаться и испить чаю.

Традиции русского чаепития

Как только чай прочно вошел в жизнь высших слоев общества, начали формироваться традиции чаепития на Руси. В купеческих семьях было принято пить чай из блюдечек, считалось, что так он быстрее остывает. Гостей стали приглашать на чашечку чая. Конечно, чашечкой никто не обходился. На стол ставили начищенный до блеска самовар, выставляли лакомства, и за душевной беседой чаепитие на Руси продолжалось несколько часов. За чайным столом не разрешалось курить, петь, было не принято громко смеяться, разговаривать, спорить. Тяжелые темы за столом не поднимались. Все было чинно и спокойно. Можно было тихо общаться, читать, разгадывать шарады.

Чай в доме разливала хозяйка. За столом было самое почетное место - под образами, туда садились хозяева или оно отводилось самым дорогим гостям. Чашки чая гостям передавались со словами «На здоровье», в ответ получали «Благодарю». Дети были полноправными членами чайной церемонии, только они должны были соблюдать правила: не толкаться, не болтать, не перебивать старших. Они должны были учиться вести себя степенно.

Элементы русского чаепития

Есть несколько элементов, без которых трудно представить себе чаепитие в России:

1. Самовар. Он является главной фигурой на столе. Пузатый, начищенный до блеска. Когда-то его раздували при помощи сапога, потом он стал электрическим, но так и остался самым важным элементом чайного застолья.

2. Заварочный чайник с куклой-грелкой. Чайные листья насыпали в маленький заварочный чайник, а сверху надевали тряпичную куклу, которая исполняла роль грелки для распаривания чая. Данный метод на Востоке сочли бы кощунственным, но на Руси предпочитали такой вариант. Полученную заварку разливали по чашкам и разбавляли кипятком. Каждый мог выбрать крепость напитка.

3. Посуда. В зажиточных домах использовалась фарфоровая посуда для чаепитий. В домах бедняков пили из того, что было в доме. В советские годы чай стали пить из стаканов. Главным изобретением того времени стал подстаканник. Он позволял не обжечь руки, наслаждаясь горячим напитком из стакана. Подстаканники изготавливали из медно-никелевого сплава для обычного люда и из серебра для людей побогаче. Особое распространение подстаканники получили на российской железной дороге. До сих пор чай в поездах подается в таких стаканах.

4. Сладости. Подают к чаю варенье, джем, конфеты, сдобные изделия. Обязательно подается сахар в вазочке, чтобы каждый мог положить в чашку столько, сколько нужно, используя при этом свою чайную ложечку. Хотя раньше сахар был только кусковым, специальными щипчиками его кололи на маленькие кусочки, каждый брал такой кусочек, обмакивал в чай и ел, запивая чаем. Такая церемония называлась «пить чай вприкуску». В особо бедных семьях чай пили «вприглядку», только посматривая на вазочку с сахаром, поскольку он был доступен только по праздникам.

Кто и как пил чай на Руси

Каждое сословие на Руси неоднозначно относилось к чаю, поэтому традиции чаепития складывались у них по-разному.

Дворянское чаепитие


Дворяне одними из первых начали пить чай. Они копировали обычаи, принятые у англичан. В дворянских семьях к чаю стол накрывался два раза в день, обязательно покрывали стол белой скатертью. На столе присутствовала дорогая фарфоровая посуда, чтобы подчеркнуть изысканность церемонии. Часто чай пили на открытых летних террасах. За чаем гости общались на утонченные темы.

Чаепитие у помещиков и купцов

Культура чаепития у этих сословий известна всем. Это чаепитие с самоваром и большим количеством еды, так, чтобы стол ломился от пирогов, пирожков, кренделей, бубликов и баранок. Чаепитие представляло собой фееричное зрелище без намека на дворянскую изысканность. Стол накрывали цветастой скатертью, старались показать всю свою роскошь. Пили чай из блюдечка, вприкуску с сахаром, да калачами. Считалось, что за таким богатым столом купцы проводили по несколько часов, общались, заключали сделки, выпивали по 20 чашек чая.

Простой народ и чай

До революции не в каждой семьей был самовар, а о настоящем чае и помышлять люд не думал, дорогой он был. Заваривали травяные чаи из мяты, зверобоя, иван-чая, душицы. Очень популярен был сбитень на основе пряностей и меда. Пили квас, приготовленный на ржаных корочках. После 1917 года чай стал доступнее, но по-прежнему простые люди экономили, заваривая чай, они разбавляли заварку до бледно-желтого цвета.

Правила русского чаепития

Чтобы не выглядеть полной невеждой на русском чаепитии, нужно знать и придерживаться определенных правил.

Как пить чай: правила этикета

  • Нужно следить, чтобы края чайной чашки оставались чистыми, не допускается оставлять на ней следы помады, жирной пищи. Необходимо перед началом чаепития промокнуть губы салфеткой.
  • Бисквиты, которые часто подают к чаю, нужно есть ложечкой. Если подан песочный или слоеный торт, необходимо использовать вилку и нож. С помощью этих приборов едят и пироги со сладкой начинкой. Ножом аккуратно отрезают небольшой кусочек, с помощью вилки отправляют его в рот. Пирожные едят ложечкой.
  • Если к чаю подан сахар-рафинад в общей вазочке, необходимо использовать специальные щипцы, с помощью которых необходимое количество кусочков можно положить себе в чай или на блюдце.
  • Раньше, чтобы показать, что чаепитие окончено, гость переворачивал свою чашку на блюдце. Сейчас можно просто положить ложечку в чашку, это воспримется хозяином, как отказ от чая.

Запреты во время чаепития

  • Не следует дуть на чай, даже, если он очень горячий. Тем более что нельзя пить чай из ложечки, это признак дурного тона. Пройдет всего несколько минут, и чай остынет, нужно просто немного подождать.
  • В купеческих домах пили чай из блюдечек, но сейчас эта традиция ушла в историю, поэтому так делать за столом не нужно.
  • Чайную ложку после размешивания чая не следует оставлять в чашке или класть на скатерть, для этого есть блюдце.
  • Не стоит оттопыривать мизинец, держа чайную чашечку.
  • Чайная чашка всегда подносится ко рту, наклоняться, чтобы отхлебнуть глоток, не нужно.
  • Пить чай нужно беззвучно, громкие прихлебывания, чавканье неуместно.

Как пили чай известные русские люди

Поговаривают, что известный писатель Федор Михайлович Достоевский был большим любителем чая. Утро он начинал с чашечки ароматного хорошего чая (дешевизну он не воспринимал), пролистывая утренние газеты. Если позволяли финансы, он заходил в лучшую кондитерскую Петербурга и покупал к чаю коробку дорогих конфет. За вечерним чаем, который было принято пить в девять часов вечера, собиралась вся семья.

Поскольку в семье вождя пролетариата В. И. Ленина (Ульянова) были интеллигенты, он с детства любил чай. Пил он его достаточно крепким, без сладостей, так он заряжал его бодростью и прояснял мысли. Говорят, что он очень страдал без чая, когда был в Финляндии.

И. В. Сталин отдавал предпочтение чаю с лимоном. Он ценил полезные свойства цитрусового плода, выжимал его в напиток. Также Сталин любит чай с вареньем из земляники и малины. Такой напиток он обычно пил по ночам, самостоятельно заварив. Иногда мог добавить в чай несколько ложек коньяка.

Трапеза за чайным столом была необходимым компонентом русского праздника всех сословий. Чай впервые был привезен из Монголии в Россию в 1638 году в дар царю Федору Михайловичу, но широкое распространение получил только в последней трети XIX века. С этого времени чай у самовара становится стойким элементом русского национального бытового уклада.

Чаепитие

Чаепитие — застолье с чаем. Трапеза за чайным столом была одним из необходимых компонентов праздничного препровождения времени. Чай в праздники пили в интеллигентных городских семьях, в купеческих домах, в избах крестьян.

Впервые он был испробован русскими людьми в 1638 году, когда из Монголии в подарок царю Федору Михайловичу было прислано четыре пуда чайного листа с инструкцией по заварке. Напиток понравился и чайные дары монгольских и китайских правителей стали приниматься с большим удовольствием, а с 1679 года, т.е. после заключения договора с Китаем о поставка в Россию чая, его питье стало модным среди высшей знати, дворян, богатых купцов. Правда, вплоть до конца ХУ111 в. его пили преимущественно мужчины. Женщины отказывались пить чай, считая его слишком крепким и горьким напитком.

В те годы он заваривался иначе, чем сейчас: на одну средних размеров чашку приходилось около 50 гр. чайного листа. Чайный лист закладывался в медный чайник и там разваривался. Для людей среднего достатка, а тем более крестьян чай был недоступен из-за своей дороговизны. Высокая стоимость чайного листа была обусловлена большими расходами по его транспортировке из Китая в Россию. Он поступал в Петербург и Москву сухопутным путем через Монголию, Сибирь, Урал, Север Европейской России.

СО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ Х1Х В. ЧАЕПИТИЯ СТАЛИ УСТРАИВАТЬСЯ И В ДОМАХ НЕБОГАТЫХ ГОРОЖАН, Т.К. ЧАЙНЫЙ ЛИСТ ЗНАЧИТЕЛЬНО ПОДЕШЕВЕЛ В СВЯЗИ С ЕГО ПЕРЕВОЗКОЙ МОРСКИМ ПУТЕМ ИЗ КАНТОНА В ОДЕССУ.

Наибольшее же распространение этот напиток получил в России в последней трети Х1Х в., особенно после строительства Сибирской железной магистрали, значительно удешевившей транспортировку чая. С этого времени чаепития у самовара стали рассматриваться как элемент национального бытового уклада: «Вся Русь «от финских хладных скал до пламенной Колхиды», все от мала до велика, миллионер и поденщик, великорус и сын юга, белорус и калмык, пьют чай, кто ординарный, кто кирпичный с солью, маслом и молоком, кто душистый ма-б-кон, кто букетный лян-син, иные даже диковинный жемчужный или златовидный ханский» (Кокорев И.Т. 1986.С. 445).

Русские люди пили чай как в праздничной, так и будничной обстановке, в домашних условиях, в чайных, трактирах, в дороге на постоялых дворах. Его пили после бани, » с холоду» » с устатку», » с дороги»: «Пьет его подмосковный крестьянин, с радости, что выгодно сбыл два воза дров, и пьет «до седьмого яруса пота»; пьет в складчину артель мастеровых, которых узнаете по немилосердному истреблению табаку: чаем запивает магарыч компания ямщиков; чаем подкрепляет свои силы усталый пешеход» (Кокорев И.Т. 1986. С. 448). Чай, считалось, веселил человека в грустную минуту, успокаивал после бурных событий жизни, утешал в беде: «Чашка за чашкой, и вот мало-помалу во всем существе, по всем жилкам и суставчикам, разливается неизъяснимое самодовольствие; тепло становится жить на свете, легче и веселее на сердце; ни забота, ни печаль не смеют подступиться к тебе в эти блаженные минуты» (Кокарев И.Т. 1986. С. 492).

Особенной популярностью этот напиток пользовался в городах, прежде всего в Москве, Ярославле, Владимире, Суздале, Архангельске, Вологде: «Кто знает Москву не понаслышке, не по беглой наглядке, тот согласится, что чай — пятая стихия ее жителей и что, не будь этой земной амврозии, в быте москвичей произошел бы коренной переворот! Хлебосольное гостеприимство, эта прадедовская добродетель, неизменно хранимая нами, рушилась бы в конец» (Кокорев И.Т. 1986.С. 445). В деревнях он был распространен не столь широко, как в городах.

Чай пили, в основном, только крестьяне северных, северо-западных и центральных губерний Европейской России, а также Сибири. Кроме того в России были и люди, считавшие чай «поганым зельем», а чаепитие — отступлением от истиной христианской веры. Среди старообрядцев было даже распространено мнение, что человек, пьющий чай, не войдет после смерти в царствие небесное.

Чаепития в России, как праздничные, так и будничные, проходили по определенном правилам, утвержденным традицией.

Чай в России, вероятно, с начала Х1Х в. пили, используя для кипячения воды самовар, а для заварки — фарфоровый или фаянсовый чайник. В самоваре вода находилась всегда в кипящем состоянии благодаря специальной жаровне с горячими углями, располагавшейся внутри него. Заварочный чайник ставился сверху самовара на самоварную конфорку, что предохраняло заварку от остывания во время долгого чаепития. Русские люди любили пить чай очень горячим, когда: «он проникает во все поры тела и понемногу погружает нервы в сладостное онемение» (Кокорев И.Т. 1986.С. 447).

В домашних условиях самовар с заварочным чайником ставился на подносе на общий стол или на специальный круглый столик, приставленный к нему. Рядом расставлялись чашки на блюдечках с обязательными чайными ложечками, положенными на блюдце черенком к ручке чашки. К чаю подавался сахар, мед, варенье, пироги, булочки, пышки, колобки, шанежки и т.п.

По обычаю чай полагалось разливать хозяйке дома или старшей дочери. В чашки наливалась крепкая заварка, разбавлявшаяся кипятком из самовара. Количество заварки определялось гостем, которому предназначалась чашка. На носике заварочного чайника всегда висело ситечко, предохранявшее от попадания в чашку чаинок.

В крестьянских семьях чашка наполнялась чаем с краями, чтобы «жизнь была полная», и чтобы гости не вздумали положить в чай сахар. В дворянских и купеческих домах, где к чаю подавались сливки и много сахара, чашку принято было заполнять не полностью. Обычно русские пили чай из блюдечка, придерживая его в поднятых вверх и слегка раздвинутых пальцах правой руки. Это было обусловлено привычкой пить чай из самовара, где вода всегда держалась на уровне кипения. Перелитый из чашки в блюдце чай был менее обжигающим.

Чай пили с сахаром, вареньем, медом. В городских семьях сахар подавался на стол колотым или пиленым. Хозяева и гости пили чай в накладку, опуская кусочки сахара в чашку или в прикуску, раскалывая его на мелкие кусочки щипчиками. Купцы, крестьяне старались покупать сахар головками, т.е. в виде конусов разных размеров. Стоящая на столе головка сахара наглядно демонстрировала пришедшим гостям достаток и благополучие дома. Колол сахар обычно мужчина. Он брал головку левой рукой за ее верхнюю часть, а правой рукой с зажатым в нее тупым ножом ударял по свободному концу.

Головка разваливалась на две части, которые потом раскалывались с помощью сахарных щипчиков. Крошки от сахара ссыпали в блюдечко. Чай с сахаром крестьяне пили всегда в прикуску, питье в накладку считалось большим расточительством. Гостя полагалось потчевать чаем, убеждая его выпить еще одну чашечку и еще одну, оказать тем самым честь и уважение хозяевам. При каждой новой просьбе чая чашку полагалось ополаскивать кипятком, чтобы напиток, налитый в нее сразу не остывал. Известный исследователь середины Х1Х в. А.В. Терещенко очень ярко описал деревенское чаепитие: «На севере России чай заменяет приятное препровождение времени: там, сидя за чаем, разговаривают и пьют в прикуску с таким искусством, что небольшой кусочек сахара достаёт для полдюжины стаканов. С мужика льёт пот градом, он пьёт не переводя духу; оботрётся полой и снова за чашечку» (Терещенко А.В.1848. С.). Знаком для хозяйки, что гость закончил чаепитие являлась чашка, перевернутая вверх дном или поставленная боком на блюдце.

Чаепитие в деревнях долгое время считалось уделом только праздничных дней. Для будней этот напиток считался дорогим удовольствием: «Где нам дуракам в будни чай пить», — говорили русские крестьяне. Пить чай садились к концу пиршеству, когда гости уже устали от еды, хмельных напитков, шума, веселья, пения и плясок. Совместное питье чая успокаивало разгулявшихся мужчин и женщин, придавало своего рода благопристойность пиршеству, снимало напряжение праздника. Однако со временем, когда чай подешевел, он стал употребляться и в будние дни.

В купеческих домах чай могли пить в любое время дня: самовар постоянно кипел, приглашая к столу всех желающих. В интеллигентных обеспеченных семьях, в барских усадьбах чай подавался каждый день утром и вечером. А.С. Пушкин в «Евгении Онегине» описывает чаепитие в помещичьем доме так:

«Смеркалось; на столе, блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая;
Под ним клубился легкий пар.
Разлитый Ольгиной рукою,
По чашкам темною струею
Уже душистый чай бежал,
И сливки мальчик подавал».

Оно могло устраиваться и в воскресные дни, когда заходили на чай хорошие соседи:

«Под вечер иногда сходились
Соседей добрая семья,
Нецеремонные друзья
И потужить и позлословить,
И посмеяться кой о чем…
Проходит время; между тем
Прикажут Ольге чай готовить…»
(А.С. Пушкин).

В праздничные дни, когда в дом собирались гости, чаепитие проводилось обычно после обеда перед танцами:

«… Но чай несут: девицы чинно
Едва за блюдечки взялись,
Вдруг из-за двери в зале длинной
Фагот и флейта раздались…»
(А.С. Пушкин).

Чаепития проводились и в чайных, трактирах, которых было по словам И.Т. Кокорева, » не меньше, чем в Японии чайных домов» (Кокорев И.Т. 1986.С.446). Эти общественные заведения были местами отдыха для одиноких и бедных людей, там заключались торговые сделки, туда заходил поразвлечься и выпить чайку крестьянин, приехавший в город по делам. Сельские трактиры и чайные были полны народу во время ярмарок. В русской литературе сохранилось множество описаний трактирных чаепитий: «Войдемте в знаменитый Троицкий или в не менее славный Московский (трактир — И.Ш.). Ловкая прислуга, все чистые ярославцы, мигом снимет с нас шубы, учтиво укажет, где удобнее сесть, если мы, среди множества гостей, затруднимся выбором места, расстелет салфетку на красной ярославской скатерти, покрывающей стол, и произнесет обычное: «Что прикажете?» — Разумеется чаю.

Полюбуемся ловкостью, с которой половой несет в одной руке поднос, уставленный посудою, а в другой два чайника… Везде слышите почти исключительное требование чаю, звон чашек; видите как взад и вперед снует народ, как одни посетители сменяются другими, жаждущими, подобно им, чаепития, и как половые едва успевают удовлетворять их требованиям: словом, здесь без чаю «нет спасенья» (Кокорев И.Т. 1986.С. 448).

Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе, создает атмосферу уюта, благополучия и счастья: «вот и самовар заводит обычную свою песню на разные голоса. То затянет ее дребезжащим голоском подгулявшего старика, то хватит пронзительного дисканта, то возьмет мягкого тенора, из него возвысится до громкого basso — cantante и вдруг спустится в певучее mezzo-soprano, замолкнет на минуту, как-будто раздумывая о чем-то, и зальется опять звонкой песней, то радостой, то заунывной. Какой же смысл таится в ней?» (Кокорев И.Т. 1986.С. 493).


Шангина Изабелла Иосифовна

Термин «глобализация» еще не был придуман, а товары уже кочевали по миру, привнося в каждую культуру заимствованные вкусы, привычки, манеры. Так и чужестранный чай внедрился в российский быт незаметно и ненавязчиво. Точная дата его появления на Руси остается под вопросом. Создается впечатление, что самовары кипели в избах испокон веков, а чаепитие всегда было исконно русской традицией.

Во времена Ивана Грозного о чае знали лишь понаслышке. Первыми, кто поведал о необычном напитке, считаются российские послы, казачьи атаманы Ялышев и Петров, вернувшиеся в 1567 году из русского путешествия в Китайскую империю. Однако историки находили свидетельства, что за сто лет до этого, в середине XV века, при царствовании Ивана III, восточные купцы уже привозили в Россию чай.

В 1618 году государь Михаил Федорович Романов получил царский подарок от монгольского Алтын-хана - четыре пуда чайного листа. Напиток не впечатлил двор, да и обычные московиты к чаю ничего не испытывали, кроме любопытства.

Второй царь династии Романовых, Алексей Михайлович, имел проблемы с пищеварением, и лекари отпаивали его чаем. Результат порадовал всех, «жизненная сила» чайного напитка была высоко оценена. В лекарственных рецептах того времени чай фигурировал как лечебный ингредиент, и это было его основное применение.

В скором времени с Китаем были подписаны торговые соглашения, и чай стал предметом обмена, чаще всего на ценные меха. Количество товара тогда измерялось в верблюдах, а продукт перевозили в цибиках.

Цибик - пакет или ящик, обшитый сырой кожей и наполненный сухим чаем весом около 40 кг.

Поверхностное знакомство русских с душистым напитком переросло в настоящую любовь благодаря Екатерине II, которая сама питала слабость к заморскому зелью. Были замечены бодрящие свойства, оценен его вкус, и общение с чаем стало приносить удовольствие.

В правление Екатерины II за год употреблялись шесть тысяч «нагруженных верблюдов» заварки. Императрица лично курировала чайные караваны и производство посуды на Императорском фарфоровом заводе. При ней Москва быстро превратилась в чайную столицу России.

По российским необъятным просторам обоз из гужевых повозок добирался от Китая через всю Сибирь и далее до Москвы более полугода. Поэтому чай был очень долгожданным, дорогостоящим и недоступным для простолюдина продуктом.

В эпоху правления Романовых в 17 веке царские приемы проходили с чаепитием. Его пили бояре и богатые купцы, которые к тому же ухватились за «чайное дело» и начали сколачивать на нем состояние. Только в следующем столетии чай распространился на дворянство и купечество среднего уровня.

В России наблюдалась тенденция вытеснения им традиционных русских напитков (сбитень, мед), имевших сладковатый вкус. Вероятно, поэтому женщинам он не нравился из-за горчинки, тем более, что изначально его пили без сахара. Крепкий чай считался мужским напитком.

Во второй половине XIX века стали завозить через одесский порт также индийский и цейлонский сорта, к перевозкам подключились железные дороги. За короткое время чай превратился в доступный продукт, а ближе к концу 19-го столетия его пили все сословия царской России. Тогда же на рынке появились низкосортные дешевые сорта.

Как пили чай разные сословия

Чай постепенно опускался по иерархическим ступеням общества до самых низов. Каждая прослойка населения пыталась подражать вышестоящим, но в силу ограниченных возможностей привносила что-то свое и подстраивала чайный ритуал под себя.

Утонченные аристократы во многом копировали англичан - безукоризненная сервировка стола, красивая посуда, молочник. Здесь употребляли дорогой китайский чай редких сортов, который приносили в сухом виде и заваривали уже за столом.

Дворяне изначально, до появления фарфоровой чайной посуды, пили его из резных стаканов в подстаканниках. Неотъемлемой частью чаепития являлось общение, собственно, с этой целью и собиралась компания за чайным столом.

Купцы и богатые помещики выставляли свою зажиточность напоказ и мерялись кошельками. Чайная церемония представляла собой великолепную возможность выделиться, поэтому ее обставляли со всей помпой и атрибутами изобилия: самовар, различные варенья, мед, многообразие сладкой и соленой выпечки.

Чаепитие длилось долго и обстоятельно, чашки наполняли многократно. Чай пили из блюдца. Учитывая выпиваемое количество, заварку делали очень крепкую, чтобы надолго хватило, и разводили ее в чашках кипятком. Сорта употребляли такие, что дают насыщенный темный цвет.

Мещане - чиновники, лавочники, трактирщики и городские обыватели - подражали богатым сословиям, и собирались за чаем наподобие аристократов. Не имея финансовых возможностей, они все же пытались накрывать изобильный стол на купеческий манер.

Чай стоил дорого, поэтому брали самый дешевый сорт и разбавляли до полупрозрачного состояния. Закуски были простые. Посиделки сопровождались не только разговорами, но и песнями, часто исполняемыми под гитару.

Считается, что русский городской романс под гитару возник и оформился в музыкальный жанр во времена мещанских чаепитий. С простым и небольшим инструментом было удобно разместиться за столом.

Своя культура чаепития сложилась в царской России в общепите. В трактирах чай подавали в двух чайниках, которые ставились один на другой и представляли собой прототип самовара: в нижнем кипяток, в верхнем заварка. Посетитель сам готовил себе напиток нужной крепости. Чай пили из стаканов, которые использовались также для спиртного.

Чайная обычно состояла из двух залов. В одном были большие столы, на которые выставлялся самовар и заварник. Чай разводили по вкусу и пили с закусками. В другом зале решались деловые вопросы, проводились встречи и оформлялись документы.

Характерные черты русского чаепития

Россияне почему-то больше полюбили черный чай. «Чаевничанье» стало синонимом задушевной беседы, знаком гостеприимства и обязательным завершающим этапом застолья. Английская чопорность и обязательность, японская и китайская тонкость чайной церемонии в России не прижились. Здесь полностью отмели формализованный порядок чаепития.

Русская душа требует размаха, открытости и душевности. Чайные традиции в России неотделимы от обстоятельных разговоров на любые насущные темы. Чай пьют сколько угодно раз, зимой чаще, чем в теплое время года. К нему обязательно прилагается сладкое - варенье, выпечка, мед, конфеты.

Для гостей во многих домах есть праздничные сервизы: столовый и чайный. В советское время такая специальная посуда была показателем благополучия и статуса в обществе. Все домохозяйки, чтобы хоть как-то приобщиться к элите, мечтали о перламутровом сервизе «Мадонна».

Праздничный стол

Неизменными всегда остаются два этапа русского застолья: основные блюда с алкогольными напитками и чай с десертами. Во время смены стола гости, разомлевшие от обильной трапезы, выходят перекурить и попудрить носик, и настраиваются на неспешное чаепитие и откровенные беседы. Крепкий чай способствует пищеварению и бодрит.

Такое продолжение застолья спасает от последствий переедания и чрезмерного опьянения. Сервировка стола и способ заваривания чая зависят от хозяйки. Выставляются конфеты, мед, сахар, варенье, лимон ломтиками, выпечка или торт, молоко/сливки в молочнике.

Специальный «сладкий стол»

Так принято называть экономную разновидность застолья, урезанную до чаепития. Ее используют по разным причинам: устроители хотят без этикетных формальностей по-быстрому отметить какое-то событие, мало времени для общения, обстоятельства не позволяют накрыть полноценный стол и так далее. Часто в таких случаях берут пакетированный чай и минимальный набор сладостей в одноразовой посуде или собирают стол вскладчину.

По-домашнему

Россияне пьют чай несколько раз в день, дома и на работе: в качестве «третьего» после основного приема пищи или отдельно, с десертом или без него. Обычно и дома, и в офисе у каждого есть своя любимая чашка. Часто пьют его перед телевизором.

Любители добавляют к чайной заварке ароматные травы или пряности. Если чай готовится на всю семью, его настаивают в заварнике и разводят кипятком в чашках. В заварной чайник 1-2 раза доливают кипяток по мере опустошения.

Нежданные гости

Угощение чаем - обычный знак гостеприимства, даже если человек зашел не в гости, а с какой-то целью. Особенно в холода святое дело предложить чашку чая продрогшему визитеру. Никаких устоявшихся правил здесь нет.

При желании, хозяин может составить гостю компанию или предложить что-то из сладостей, но может этого и не делать. Данной традиции придерживаются и в офисах, в зависимости от того, сколько времени посетитель там проводит.

Чаепитие по-русски очень демократичное - в каждом доме сложились свои традиции и рецепты. Чай заваривают разными способами. Все они предельно просты. Главной особенностью было и остается «двухчайниковое» заваривание и хорошее прогревание.

  1. Счастливые обладатели самовара ставили сверху в специальное гнездо большой заварочный чайник. По мере прогревания воды в самоваре прогревался сосуд с чаем. Напиток разливали по стаканам, не разбавляя, и пили вприкуску со сладостями.
  2. Если самовара нет, то из чайника и заварника составляли «чайную пару». Чайный лист заливали кипятком в заварнике и утепляли для настаивания. Для него часто шили красивую специальную грелку - «бабу». Такой чай подавался неразведенным, со сладостями вприкуску.
  3. Третий способ, возможно, самый простой, экономный и популярный в советское время: в заварном чайничке делали очень крепкий настой, разливали понемногу в чашки, и доливали горячей водой.

Чаю нужно отдать должное - он завоевал такую популярность, что полностью вытеснил из обихода традиционные русские напитки. При этом даже не пришлось изобретать посуду. В самоваре всегда готовили русский сбитень, который по составу напоминает безалкогольный глинтвейн.

Сбитень: Из патоки вперемешку с пряностями (зверобой, стручковый перец, лавровый лист, шалфей, имбирь, мускатный орех) готовят очень густой темно-красный отвар и разливают в банки. Тягучую жидкость разводят по мере надобности водой и добавляют сахар.

Популярными напитками были также морс и медовуха. С приходом чая самовар «переквалифицировали» на «чаеварение».

Популярные виды

Чайные гурманы в России появились сразу. В страну поступали очень редкие элитные сорта китайского чая, в том числе желтый императорский и дорогие представители черного «цветочного».

В Москве было несколько сотен китайских лавочек, где выбор зеленого и черного был очень богатый. Москвичам полюбились зеленые чаи «Императорский лянсин» и «Жемчужный отборный», желтый «Юнфачо с цветами» и белый сорта «Серебряные иголки». Северная столица предпочитала тонкий вкус цветочных сортов.

В больших городах с выбором чая было проще. Жители сельской местности не разбирались в элитных напитках и не озадачивались сортами и качеством. Во-первых, к ним поступали в продажу не лучшие и самые дешевые сорта, во-вторых, из-за высоких цен, крестьяне предпочитали готовить вместо них сборы:

  • «копорский» из сушеной травы иван-чая;
  • «деревянный» из листьев и коры деревьев (березы, дуба, ясеня);
  • травяные сборы;
  • из листьев и плодов фруктовых деревьев и ягодных кустов.

Нечистоплотные дельцы, готовые на любые ухищрения, чтобы сыграть на популярности продукта и извлечь выгоду, воспользовались таким богатым ассортиментом альтернативных напитков. Так появились фальсифицированные чаи.

Они должны были выглядеть как настоящие, поэтому самодельные сборы обрабатывались красителями, зачастую ядовитыми, смешивались с ненатуральными добавками и выдавались за натуральный продукт. Наихудшим видом такой деятельности были манипуляции со спитой заваркой, которая собиралась по чайным заведениям. В правительстве была разработана схема пресечения и система наказаний для торговцев подделками.

Благодаря народной изобретательности, было испробовано множество рецептов альтернативных напитков. Некоторые из них настолько понравились, что стали популярными. Так в российский обиход вошло понятие «фиточай».

Стереотипы

В традициях русского чаепития сложились свои собственные клише, влияющие на его оценку. Ему приписываются несуществующие формы и факты, но:

  • Самовар - не является русским изобретением, но используется уже очень давно, сначала для сбитня, потом для чая.
  • Блюдце - пить из него считается вульгарным. Но кто пробовал, тот знает - так действительно вкуснее. Так было принято в купеческой, а позже и мещанской среде.
  • Стакан с подстаканником - чайный экспонат, дань времени, отголоски которого остались в российских поездах. Но все же хороший чай в стакане великолепен. Особенно если посмотреть на свет.
  • Баба на чайник - игрушку с широкими юбками может заменить смешная курица или разноцветный петух с распростертыми на чайник крыльями. На крайний случай сойдет хозяйская шапка. Лишь бы чай не замерз.
  • Заварка - почему бы и нет, чтобы не возиться с бесконечными завариваниями в самый разгар беседы.

Чай - универсальный напиток, который одновременно насыщает, бодрит и успокаивает. С ним приятно в компании и в одиночку. И даже читать о нем хорошо за чаем.

фото: depositphotos.com/island, Forewer

В России чай давно стал традиционным и любимым напитком. «За самоваром» решались дела и вершились судьбы. «Чаемания» сегодня снова в тренде, самое время вспомнить о русских чайных традициях.

1. Шесть тысяч верблюдов чая в год
Чай к нам впервые завезли китайцы в 1462 г. Иван III отнёсся к нему с презрением. То же произошло, когда в 1638 г. посол Василий Старков привёз в Москву четыре пуда чайного листа в подарок царю Михаилу Фёдоровичу от Алтын-хана. А вот царское окружение, очевидно, втихаря оценило живительный напиток. Когда в 1665-м царь Алексей Михайлович маялся «болями в животе», ему подали чайку, он исцелился и приказал регулярно закупать чай в Китае.
При Екатерине II русские потребляли уже ежегодно гору чая - «шесть тысяч нагруженных верблюдов». Чай стал теснить традиционные напитки: медовуху, клюквенные и брусничные морсы, квас, спрос на него рос, его повезли в Россию морским путём до Одессы из Индии и с Цейлона, а затем - с 1880 г. по открывшейся Транссибирской железнодорожной магистрали. Москвичи уважали «Жемчужный отборный» и «Императорский лянсин», белый чай «Серебряные иголки», жёлтый «Юнфачо с цветами». В Петербурге более популярны были ароматные «цветочные чаи» с большим количеством «типсов».
2. Чаепитие как образ жизни
Русская чайная традиция подразделяется на дворянскую, купеческо-помещичью, мещанскую, общепитовскую и простонародную. Дворяне-аристократы копировали английский способ пития, мещане - чиновники, служащие, лавочники, разночинцы пытались подражать им, искажая и опрощая процедуру.Кстати, именно благодаря чайным посиделкам мещан сформировался как музыкальный жанр романс.За чаепитием совершались сделки, мирились враги, договаривались о помолвках, приданом, решали судьбы и просто приятно общались - чай стал неотъемлемой частью русской жизни.

3. Антично-китайский самовар Самовар тоже был когда-то иностранцем.
Похожие приборы известны были иранцам, китайцам и японцам с древности («хо-го», «цибати»). Остатки медного самовара булгарского производства археологи нашли в развалинах поволжского средневекового города (Бельджамен, ныне Дубовка). Что-то подобное существовало в Древнем Риме: высокий сосуд с двумя ёмкостями (аутепса) - одна для угля, другая для жидкости. Через специальное боковое отверстие в него закладывался раскалённый уголь, жидкость наливалась и выливалась при помощи черпака - крана у аутепса не было. В жару вместо угля сосуд наполнялся льдом, и жидкость охлаждалась.
На Русь первый самовар привёз из Голландии Пётр I. Наши мастера усовершенствовали его. Фабрика Василия Ломова, открывшаяся в Туле в 1812 г., стала столь знаменитой качеством создаваемых на ней самоваров, что была удостоена царской милости носить государственный российский герб. На нижегородских ярмарках по большой цене шли самовары мастеров Баташовых и Ломовых, Тейле, Ваныкиных, Воронцовых, Шемариных с фирменным клеймом. Мастера самоварного дела демонстрировали не только умение владеть металлом, но и высокий художественный вкус, богатую фантазию.

Создавались самовары самой различной формы и дизайна, небольшие, среднего размера и гигантские - для трактиров и больших семей. Самовары были жаровыми (угольными, дровяными). В конце XIX-начале XX вв. появились новые типы: «Паричко», медные с трубой сбоку (самовар Черниковых), и керосиновые. При советской власти обрели популярность электрические - прообраз современного электрочайника. Но чай народ по-прежнему пил из чайников, а электрические блестящие красавчики стояли в сервантах, прикрытые нарядными салфетками. Так самовар «обрусел» настолько, что поэт Вознесенский утверждал: русская душа «имеет форму самовара».

4. «Любо надуться чаю из блюдца!»
Чай наливали в широкое блюдце, чтобы он быстрее остыл, и прихлёбывали. Так делали извозчики, купчихи и прислуга советской интеллигенции в советских же фильмах. В высшем российском обществе это всегда считалось вульгарным. Простонародье и купечество сахар в чай не клало, а грызло его «вприкуску». Так вкуснее да меньше уходит: ведь тогда было принято пить по шесть-десять чашек подряд - экономия-с…
По народной традиции XVIII-XIX вв. перевёрнутый вверх дном стакан или поставленная на блюдце чашка означали - всё, баста, больше не влезет! В высшем обществе, начиная чаепитие, размешивали сахар в чашке и клали ложку на блюдце. А чтобы показать хозяевам, что больше не желает чая, гость возвращал ложку в пустую чашку.

5. От «Солитера» до «Мадонны»
Чайный сервиз - предмет бытового культа хозяюшек всего мира. В XVIII веке англичане украли у китайцев секрет производства фарфора и Европа стала делать свою посуду. Сначала фарфор был так дорог, что не всякий даже аристократ мог себе его позволить, но скоро подешевел и стал доступен. Производили чайную и другую посуду и у нас на Императорском фарфоровом заводе, основанном в 1744 г. в Петербурге указом Елизаветы Петровны. При Екатерине II завод стал изготавливать изысканные фамильные чайные сервизы, не уступавшие саксонскому фарфору.
Получив в 1925 г. имя М. В. Ломоносова, завод по сей день остается флагманом российского фарфора. Марка «ЛФЗ» приобрела широкую известность, особенно после внедрения специалистами завода особенной технологии изготовления костяного фарфора: тонкостенного, почти воздушного, прозрачного, звонкого. Посуду для чая делали в Дулёве, Вербилках, Гжели и др. Широкая российская публика в купеческих, крестьянских домах и трактирах пила чай из фаянсовой посуды. С начала создания и по сей день пользуются спросом чайные сервизы «Тет-а-тет» на двоих и «Солитер» для одного человека, но бывают и наборы на 50 или даже 100 персон. В России чайные сервизы передаются из поколения в поколение. «Мадонну» из ГДР или чешскую «Розу», которые привозили из загранпоездок советские мидовские и внешторговские счастливцы, можно найти ещё во многих домах наших соотечественников.
6. Подстаканник - чисто русская штука
Первый стеклянный стакан в России сделали в XVII веке на Новгородчине, тогда же и там же придумали, чтоб не обжигать пальцы, подстаканник из дерева, украшенный резным лиственным орнаментом. В середине XIX в. новая мода стремительно ворвалась в русскую жизнь: в светских кругах, салонах и среди интеллигенции мужчины пили чай из стакана, вставленного в серебряный подстаканник.
В советские времена так чай неизменно подавали в кабинетах начальников. Со временем в дешёвом алюминиевом исполнении подстаканники с простым тонким стаканом стали приметой общепита. Сегодня подстаканники, кажется, можно встретить только в поездах, где их использование разумно: металл устойчив при тряске и если упадёт - не разобьётся.
7. Баба на чайник и не жалейте заварки
Наиболее русским способом заварки считается такой: вода нагревается в самоваре, чай заваривают в большом чайнике, который ставят на верхнюю часть самовара и накрывают особой грелкой (в виде бабы в пышных юбках). Но сегодня самовары заменили электрочайники. Чай просто заваривают покрепче в заварном чайнике («баба» и тут сгодится) или в поршневом (гениальное изобретение человечества, упразднившее разного рода ситечки), заварку разливают по чашкам, а затем добавляют горячую воду и, кто хочет, сахар. Для русского чаепития принято использовать чёрный цейлонский, индийский, китайский чай, сегодня отлично себя зарекомендовал кенийский. Чайная закуска - мёд, варенье, пироги с разнообразной начинкой, пряники, калачи, бублики. В чай часто добавляют крепкие настойки и бальзамы. Чаепития хорошо подкрепляют в пост: чашек семь с пирожками навернёшь - и сыт!
А теперь вспоминая русские поговорки, посвященные такому удивительному продукту, как чай, понимаешь, что на Руси во все времена любили и любят побаловаться чайком и не представляют своей жизни без чайных посиделок.
«Дайте чаю, бо скучаю!»

«На завтрак - чай, на обед - чаек, а на ужин – чаище!»

«Чай пить - не дрова рубить!»

«Чай не пьёшь - какая сила? Чай попьёшь - другое дело!»

«Чай не хмельное - не разберет!»

«За чаем не скучаем - по шесть чашек выпиваем!»

ЧАЙНАЯ ЖИВОПИСЬ

А. Ряпушкин. Чаепитие. 1903г.
Б. Кустодиев. Купчиха за чаем.1918г.
Б. Кустодиев. Купчиха за чаем. 1918г.К. Коровин. За чаем 1888г.
И. Грабарь за самоваром.1905г.Кустодиев Борис Михайлович. Московский трактир. 1919г.
Кустодиев Борис Михайлович.Извозчики. 1920
В. Нестеренко. Конфетки бараночки 1997
К.Маковский «За чаем», 1914Н.Загорский "Чаепитие"
В.Перов «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы», 1862
Н.Богданов-Бельский "Чаепитие у учительницы"
К.Петров-Водкин «За самоваром», 1926 сборник.

Чай из самовара

Прошлой зимой мы ездили к родственникам в небольшой городок, где самые высокие дома не имеют более двух этажей, а большая часть населения живёт в обычным частных, деревенских домиках. Наши родственники как раз являются хозяевами бревенчатого, можно сказать классического, русского жилища с личным двором, огороженным простым деревянным забором. И в этом самом дворе, прямо на снежной утоптанной площадке, персонально для нас однажды вечером вскипятили самый настоящий, большой и пузатый, старинный самовар на углях. Вкуснее чая, чем из того самовара, мы ещё не пробовали! Это, конечно, если сравнивать с таким же чаем, заваренным обычным способом водой из чайника, согретого на газовой плите. Возможно любители китайских церемоний нас вряд ли поймут, а может быть, напротив, согласятся, что в русской традиции есть нечто совершенно особенное. Впрочем, мы не вполне насладились чаем по-русски, так как части всех прелестей традиции просто не соблюли

Особенности русского чаепития

Для того, чтобы понять особенности русского чаепития, достаточно взглянуть на картины XIX и начала XX веков. Взять, хотя бы знаменитого художника Б. Кустодиева, который изобразил за чаем и купчиху в саду, и извозчика в трактире, и семью на террасе и некоторые другие сюжеты. Что мы на них видим? Прежде всего - самовар. Кстати сказать, именно самовар не является изобретением наших соотечественников, но сама традиция, со всеми её прелестями (всем комплексом, так сказать), пить чай по-русски, безусловно, наша, родная.

Затем мы видим красивые чашки и блюдца, чайник-заварник и всё это на красивой скатерти или подносе. А ещё - баранки, сладости и фрукты. Да, такова русская традиция - пить чай вприкуску с чем-то сладким. Кроме чайной атрибутики для этой церемонии было характерно ведение неспешных бесед - питие чая по-быстрому совершенно не приветствовалось. Именно при распитии чая решались какие-то важные вопросы, налаживалась дружба и происходили примирения в случае ссор. Сначала чай считался мужским напитком за его терпкий, горьковатый вкус, но потом его распробовали и женщины. Питьё чая всегда выделяли в отдельную процедуру и не смешивали с застольями: спиртное с закуской и чай со сладостями подавали отдельно.


Готовили русский чай следующим образом: в самоваре кипятили воду, затем заваривали чай в чайнике, настаивали его некоторое время, установив на верх самовара, и разливали по чашкам. Несколько позже традиция изменилась и заваренный чай стали разбавлять кипятком из самовара - существует точка зрения, что этот способ стали применять в голодные, бедные времена из экономии.

Чайный этикет

Интересно, что часто на картинах герои пьют чай из блюдечка. Однако, по этикету такая процедура считалась возможной только в присутствии близких и родных, но не в обществе. Когда чай распространился по русской земле, то сначала его пили из стаканов, а позднее перешли к красивой фарфоровой посуде. Размешивали чай ложечкой, стараясь не звякать ею и не задевать стенки посуды.

Дуть на горячий чай считалось дурным тоном. Напившись чаю гость переворачивал стакан или чашку на блюдце, давая негласный сигнал хозяину, а позднее таким сигналом стала ложечка, положенная в пустую чашку. Однако, купцы обычно отвергали все эти заморские правила и поэтому за их столами царила полная свобода действий: хочешь - наливай чай в блюдце, хочешь - дуй на него, лишь наслаждайся чаепитием да другим не мешай


Современное русское чаепитие заметно отличается от традиционного, однако мы по-прежнему предлагаем испить чаю дорогим гостям, стараемся не пить чай "на бегу" и ведём во время чаепития неспешные беседы. А ещё мы всегда предлагаем чай после праздничных застолий и, как оказывается, не зря - ведь чашечка свежезаваренного чая способствует пищеварению. Приятного чаепития вам, дорогие читатели!
P.S. Если будет у Вас возможность испить настоящего чая по-русски (из самовара на углях), то обязательно ею воспользуйтесь!

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Рецепты. Кондитерская. Рестораны. Мясо. Фрукты и овощи