Рецепты. Кондитерская. Рестораны. Мясо. Фрукты и овощи

Законом Республики Беларусь «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» (далее - Закон об оценке соответствия) устанавливается, что обязательному подтверждению соответствия подлежат объекты оценки соответствия, в отношении которых установлены требования технических регламентов (ст. 26). При этом реализация продукции, выполнение работ, оказание услуг, подлежащих обязательному подтверждению соответствия, без прохождения подтверждения соответствия и наличия документов об оценке соответствия запрещаются.

Существует множество методов, которые относятся к общей категории расширенного управления технологическими процессами. Наиболее распространенной, но наименее обсуждаемой передовой стратегией управления является знание и уверенность оператора в функционировании системы регулирующего контроля. Во многих случаях, независимо от того, какая стратегия управления реализована, операторы будут устанавливать индивидуальные заданные значения переменной процесса на «безопасные», хотя и не обязательно оптимальные целевые значения.

До тех пор, пока операторы не уверены в том, что система регулирующего контроля способна обеспечить безопасную и надежную работу в пределах или вблизи технологических ограничений, фактор безопасности оператора часто приводит к нежелательной целостности процесса.

В строительстве действует Технический регламент Республики Беларусь «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность» (ТР 2009/013/BY), утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 1748 от 31 декабря 2009 г. и введенный в действие с 1 августа 2010 г. (далее - Технический регламент). Настоящий Технический регламент распространяется на следующее:

Другая стратегия усовершенствования или оптимизации - это правильное применение регулирующего контроля, которое разрабатывается и внедряется для максимальной эффективности операции. Примеры включают использование насосов с переменной скоростью и коррелированных стратегий управления, позволяющих системе управления лучше следовать требованиям. Дополнительные широко обсуждаемые передовые стратегии управления включают в себя динамическое управление матрицей, нечеткую логику и управление с несколькими переменными.

Каждый из них имеет несколько общих черт, включая очевидную цель постоянно регулировать регуляторный контроль, чтобы максимизировать операционную эффективность процесса. Таким образом, успех передовой системы управления напрямую зависит от того, насколько хорошо функционирует система регулирующего контроля.

  • на вводимые в эксплуатацию вновь построенные и (или) реконструируемые здания и сооружения I и II уровней ответственности на стадии проектирования, строительства, эксплуатации и демонтажа независимо от форм их собственности и ведомственной принадлежности;
  • выпускаемую в обращение проектную документацию;
  • выпускаемые в обращение строительные материалы и изделия независимо от страны происхождения.

Техническим регламентом закрепляется положение о том, что подтверждение соответствия требованиям безопасности зданий и сооружений, проектной документации, строительных материалов и изделий носит обязательный характер (ст. 7). При этом для подтверждения соответствия зданий и сооружений требованиям безопасности необходимо наличие документов системы производственного контроля подрядчика.

Для подтверждения соответствия проектной документации требованиям безопасности необходимо наличие документов системы производственного контроля проектировщика. Система производственного контроля проектировщика может заменяться сертифицированной системой менеджмента качества серии ISO 9000.

Для подтверждения соответствия строительных материалов и изделий требованиям безопасности необходимо наличие документов системы производственного контроля изготовителя. Система производственного контроля изготовителя может заменяться сертифицированной системой менеджмента качества серии ISO 9000.

Для систем производственного контроля подрядчика, проектировщика, изготовителя предусмотрена обязанность прохождения процедуры ее оценки в соответствии с действующими техническими нормативными актами (далее - ТНПА).

О системе производственного контроля говорится также в новых Правилах заключения и исполнения договоров строительного подряда (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь № 875 от 30 июня 2011 г.). Так, установлено, что при заключении договора строительного подряда подрядчик в обязательном порядке представляет заказчику сведения о наличии системы производственного контроля (п. 8.2.).

Что же такое система производственного контроля и какова процедура ее оценки? Наиболее часто при применении данной системы появляются следующие проблемы:

  • регулирование путем применения различных ТНПА, а не нормативных правовых актов;
  • трудность доступа к ТНПА;
  • трудности в употреблении специальной лексики;
  • трудности в проведении специальной процедуры, отличной от многих других административных процедур.

Техническим регламентом устанавливается обязанность оценки системы производственного контроля подрядчика, проектировщика, изготовителя в соответствии с действующими ТНПА. Такие ТНПА можно разделить на 2 группы:

  • ТНПА, которыми устанавливаются требования к определенному виду строительных работ (услуг, товаров), например СНБ 1.03.07-04 «Заполнение оконных и дверных проемов. Производство работ» и СТБ 1484-2004 «Строительство. Заполнение оконных и дверных проемов. Номенклатура контролируемых показателей качества работ»;
  • ТНПА, которыми определяется порядок оценки системы производственного контроля. Приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь № 476 от 7 декабря 2010 г. утвержден и введен в действие с 1 мая 2011 г. Технический кодекс устоявшейся практики «Строительство. Оценка системы производственного контроля. Основные положения и порядок проведения» (ТКП 45-1.01-221-2010 (02250); далее - ТКП).

Для удобства дальнейшего изложения материала необходимо ввести следующие термины:

  • продукция в строительстве - строительные материалы, изделия, конструкции, здания и сооружения, работы и услуги в строительстве (п. 3.2. ТКП);
  • строительная организация - юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), заявляющееся на проведение работ по оценке системы производственного контроля;
  • проверяющая организация - организация, проводящая оценку системы производственного контроля, и уполномоченная Минстройархитектуры на проведение данных работ.

Система производственного контроля - это понятие комплексное, которое включает следующие элементы:

  • организационную структуру;
  • персонал, проводящий контроль качества продукции;
  • средства контроля;
  • производственные условия (помещения, транспорт, связь и т. д.);
  • ТНПА на методы контроля качества продукции и требования к продукции;
  • документы системы управления качеством.

Все вышеуказанные составляющие должны быть взаимосвязаны и применяться для того, чтобы обеспечить контроль качества и гарантию безопасности продукции в строительстве в соответствии с требованиями ТНПА.

Следует отметить, что при наличии у строительной организации сертифицированной системы менеджмента качества в соответствии с требованиями международных стандартов серии ISO 9000 система производственного контроля отдельно на предприятии может не разрабатываться. Однако это допустимо при условии, что система производственного контроля описана и регламентирована документами системы менеджмента качества.

Организационная структура

Функции по поддержанию системы производственного контроля выполняются определенными структурными подразделениями организации: испытательной лабораторией, отделом технического контроля, отделом качества, службой контроля качества и т. д. Однако большинство строительных организаций изначально не имеет такого структурного подразделения, поэтому для того, чтобы обеспечить прохождение оценки системы производственного контроля, следует создать службу контроля качества. Структурное подразделение должно действовать на основании положения о структурном подразделении. В указанном документе должны быть прописаны функции подразделения по поддержанию системы производственного контроля на предприятии, например положение о службе контроля качества. В состав структурного подразделения должны входить специалисты, например главный инженер, прораб, мастера строительной организации. В должностных инструкциях названных специалистов должна быть указана обязанность проведения контроля качества на определенных уровнях (входной, операционный, приемочный контроль).

Оценке системы производственного контроля подлежат все виды структурных подразделений организаций, за исключением аккредитованных испытательных лабораторий, область аккредитации которых включает все виды контроля качества в строительстве.

Персонал, проводящий контроль качества продукции

Для того чтобы производилась оценка системы производственного контроля, в штате строительной организации должны быть руководители (специалисты) в области строительной деятельности. ТКП не устанавливается требование о том, что специалисты в строительной организации должны находиться по основному месту работы. Вместе с тем на практике проверяющие организации требуют наличия специалистов в строительной организации именно по основному месту работы. Необходимое количество и виды руководителей (специалистов) в области строительной деятельности определяются на основании количества и видов строительной продукции, заявленной строительной организацией на оценку системы производственного контроля.

ТКП устанавливаются следующие требования к руководителям (специалистам) в области строительной деятельности, проводящим контроль качества продукции:

1) наличие профессионального образования;

2) наличие опыта работы в области строительства, проведения испытаний и контроля качества продукции в строительстве и метрологического обеспечения производства;

3) наличие сертификата компетентности в строительстве или аттестата специалиста.

Согласно ЕКСД руководители (специалисты) для того, чтобы занять свою должность, должны иметь определенное профессиональное образование и опыт работы по специальности. Так, главным инженером может быть лицо, имеющее соответствующее высшее образование, например, в области гражданского и промышленного строительства и стаж работы по специальности на руководящих должностях не менее 5 лет либо соответствующее среднее специальное образование и стаж работы по специальности на руководящих должностях не менее 10 лет. Документом, подтверждающим наличие профессионального образования, является диплом. Основным документом, подтверждающим трудовой опыт, является трудовая книжка (вкладыш к трудовой книжке).

Сертификат компетентности - это документ, удостоверяющий профессиональную компетентность персонала в выполнении определенных работ (оказании определенных услуг) (ст. 1 Закона об оценке соответствия). Сертификация компетентности персонала в строительстве производится на основании Технического кодекса устоявшейся практики «Национальная система подтверждения соответствия в Республике Беларусь. Сертификация компетентности персонала в строительстве. Порядок проведения» (ТКП 5.1.19-2009 (03220)). Сертификация персонала в строительстве может быть добровольной и обязательной. Добровольная сертификация персонала проводится по инициативе заявителя. Перечень персонала в строительстве, подлежащего обязательной сертификации на профессиональную компетентность, утверждается Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь по предложению Минстройархитектуры. На сегодняшний день постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь № 60 от 16 декабря 2008 г. «Об утверждении перечня продукции, услуг, персонала и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь» не закреплена обязанность сертификации персонала в строительстве.

Аттестация - это процедура, используемая для подтверждения соответствия квалификации руководителей и специалистов, занятых в области строительства, установленным требованиям, с последующей выдачей квалификационного аттестата (п. 3 Инструкции о профессиональной аттестации специалистов в области строительства, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь № 11 от 22 апреля 2003 г.). Требование о наличии аттестованных специалистов, занятых в области строительства, содержалось ранее в постановлении Совета Министров Республики Беларусь № 1386 от 20 октября 2003 г., регулировавшем порядок получения лицензий на осуществление деятельности по проектированию и строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности. После отмены лицензирования в области строительной деятельности требование о сертификации компетентности или аттестации специалистов было принято в качестве одного из необходимых оснований для того, чтобы они могли пройти оценку системы производственного контроля. Далее обязанность о наличии аттестованных специалистов у подрядчика, заключающего договор строительного подряда, закрепило постановление Совета Министров Республики Беларусь № 875 от 30 июня 2011 г., которым утверждена новая редакция Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда.

Таким образом, строительная организация, желающая пройти оценку системы производственного контроля, обязана обеспечить либо сертификацию компетентности своих специалистов, либо их аттестацию. Однако, учитывая новую редакцию Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда, рекомендуют обеспечить именно аттестацию специалистов, занятых в области строительства.

Средства контроля

Перечень средств контроля, которые должны находиться у строительной организации, определяется на основании заявляемого на оценку вида строительной продукции, а также соответствующих ТНПА, регулирующих данный вид продукции. Например, для проведения штукатурных и облицовочных работ в соответствии с СТБ 1473-2004 «Строительство. Штукатурные и облицовочные работы. Контроль качества работ» необходимо наличие следующих средств контроля:

  • термометра;
  • психрометра;
  • влагомера;
  • линейки измерительной;
  • отвеса строительного;
  • уровня строительного;
  • рейки контрольной;
  • рулетки контрольной;
  • теодолита;
  • нивелира.

При оценке системы производственного контроля к средствам контроля предъявляются следующие требования:

1) их наличие;

2) их наличие в необходимом составе согласно требованиям ТНПА;

3) их поверка.

Под наличием средств контроля понимается их фактическое наличие (проверяющей организации необходимо предъявить средства контроля в натуре) и документальное (необходимо предъявить документы, подтверждающие право собственности/аренды на имеющиеся средства контроля: ТТН, договор купли-продажи, аренды). На практике проверяющие органы требуют наличия у строительной организации всех средств контроля только на праве собственности и допускают лишь одно средство контроля на праве аренды (рекомендуется в аренду взять самое дорогостоящее - влагомер).

Средства контроля должны быть поверены. Поверка - это вид метрологического контроля, суть которого заключается в подтверждении метрологических характеристик средств измерений (контроля), другими словами - в подтверждении того, что данное средство измерения (контроля) правильно измеряет (контролирует) (Закон «Об обеспечении единства измерений»). Результаты поверки удостоверяются свидетельством о поверке средств измерения (контроля). На каждое средство измерения (контроля) установлен свой срок действия поверки, и, как правило, он составляет год. Поверку средств контроля проводят специализированные аккредитованные организации, например РУП «БелГИМ».

Производственные условия (помещения, транспорт, связь и т. д.)

На практике проверяющие органы не устанавливают жестких требований к производственным условиям. Основное требование - это их наличие, что подтверждается представлением проверяющим органам соответствующих документов, например, договора аренды офиса.

ТНПА на методы контроля качества продукции и требования к продукции

Фонд ТНПА и технологической документации на продукцию в строительстве определяется на основании вида строительной продукции, на оценку которой заявляется строительная организация. К ТНПА в строительной деятельности относятся технические регламенты, технические кодексы устоявшейся практики, стандарты, технические условия (ст. 15 Закона «О техническом нормировании и стандартизации»). К технологической документацией в строительстве относят технологические карты. Технологическая карта - это текстовой и графический документ, которым определяется технологический процесс выполнения отдельного вида строительно-монтажных работ, включая специальные (Технологический кодекс устоявшейся практики «Строительство. Технологическая документация при производстве строительно-монтажных работ. Состав, порядок разработки, согласования и утверждения технологических карт» ТКП 45-1.01-159-2009 (02250)). ТНПА и технологическая документация должна находится у строительной организации на праве собственности. Проверяющей организации необходимо будет предоставить документы, подтверждающие право собственности: ТТН, договор купли-продажи. ТНПА может быть как на бумажных носителях, так и в виде базы данных ИПС «Стройдокумент».

Документы системы управления качеством

К таким документам относятся следующие:

1) положение о системе производственного контроля;

2) положение о структурном подразделении, осуществляющем контроль качества строительной продукции (например, положение о службе контроля качества);

3) приказы о назначении ответственных за метрологический контроль, за ведение фонда ТНПА, за входной, операционный, приемочный контроль;,

4) паспорт системы производственного контроля;

5) перечень средств контроля;

6) перечень ТНПА;

7) перечень специалистов;

8) иные документы.

Порядок оценки системы производственного контроля

Оценку системы производственного контроля проводят назначаемые Минстройархитектуры организации по оценке системы производственного контроля, например РУП «Стройтехнорм», РУП «Белстройцентр», РУП «Сертис».

Положительная оценка системы производственного контроля подтверждается свидетельством о технической компетентности (далее - свидетельство). Срок действия свидетельства - 5 лет.

Строительная организация может иметь только одно свидетельство о технической компетентности. При этом ТКП запрещает проведение оценки СПК в нескольких организациях по оценке системы производственного контроля. Так, например, если у строительной организации имеется свидетельство, выданное РУП «Сертис» на определенные виды строительной продукции, то для внесения изменений/дополнений в виды строительной продукции такая строительная организация может обратиться только в РУП «Сертис». По истечении срока действия свидетельства, выданного РУП «Сертис», строительная организация может обратиться за новым свидетельством в любую другую организацию по оценке системы производственного контроля (проверяющую организацию).

Оценка системы производственного контроля проверяющей организацией включает следующие процедуры:

  • рассмотрение заявки на проведение оценки системы производственного контроля и экспертизы прилагаемых документов;
  • принятие решения о проведении работ по оценки системы производственного контроля (проверяющей организацией выписывается договор, строительной организацией перечисляется предоплата);
  • проверку системы производственного контроля;
  • оформление и выдачу свидетельств о технической компетентности;
  • инспекционный контроль.

В проверке системы производственного контроля можно выделить 2 уровня:

1) проверку документальной составляющей системы производственного контроля;

2) проверку фактической составляющей системы производственного контроля.

Такая двухуровневая оценка (проверка) системы производственного контроля проводится по всем вышеуказанным составляющим системы производственного контроля.

Перечень документов, которые может запросить проверяющая организация, определен, но законодательно не ограничен. При необходимости проверяющая организация может затребовать дополнительные документы, отражающие специфические стороны деятельности строительной организации.

По результатам оценки системы производственного контроля проверяющая организация делает выводы о ее соответствии или несоответствии требованиям ТКП. В случае выявления несоответствия проверяющая организация оформляет протокол несоответствий, в котором указываются все выявленные несоответствия, а также срок их устранения.

В случае соответствия системы производственного контроля требованиям ТКП (устранения выявленных несоответствий в срок) проверяющая организация принимает решение о выдаче свидетельства о технической компетентности. В случае несоответствия системы производственного контроля требованиям ТКП (неустранения выявленных несоответствий в срок) проверяющая организация принимает решение об отказе в выдаче свидетельства о технической компетентности, при этом может быть назначена повторная проверка, но не ранее чем через 6 месяцев.

Инспекционный контроль

За деятельностью строительной организации, прошедшей оценку системы производственного контроля и получившей свидетельство о технической компетентности осуществляется инспекционный контроль проверяющей организацией в течение всего срока действия свидетельства.

Инспекционный контроль проводится в форме плановых и внеплановых проверок. Плановый инспекционный контроль проводится не реже 1 раза в течение срока действия свидетельства о технической компетентности и при продлении (дополнении) данного свидетельства.

Внеплановый инспекционный контроль проводится в следующих случаях:

1) если получены отрицательные результаты проверок, выполненных органами государственного надзора;

2) если произошли изменения методик выполнения контроля.

Инспекционный контроль проводится аналогично первоначальной процедуре оценки системы производственного контроля. Если по результатам инспекционного контроля выявлены нарушения в системе производственного контроля, то строительной организации предоставляется 6 месяцев для устранения выявленных нарушений. В случае если нарушения не устранены в указанный срок, проверяющая организация может принять решение о приостановлении срока действия или отмене свидетельства.

Продление срока действия свидетельства

Для того чтобы продлить срок действия свидетельства, строительная организация за 3 месяца до окончания срока действия свидетельства направляет в проверяющую организацию, выдавшую это свидетельство, заявку со всеми необходимыми документами, подтверждающими наличие системы производственного контроля. Процедура продления свидетельства аналогична первоначальной процедуре оценки системы производственного контроля. В случае положительных результатов проверки выдается новое свидетельство на новый срок за тем же порядковым номером.

Дополнение свидетельства (оценка системы производственного контроля на дополнительную область деятельности)

Для того чтобы дополнить свидетельство о технической компетентности, строительная организация подает заявку в проверяющую организацию, выдавшую ей свидетельство. Проверяющая организация проводит проверку строительной организации на дополнительную область деятельности по процедуре, аналогичной первоначальной процедуре оценки системы производственного контроля.

Информация о прохождении строительной организацией оценки системы производственного контроля заносится в перечень организаций, получивших свидетельства о технической компетентности, и далее публикуется в официальных изданиях Минстройархитектуры.

Лисица Лилия, управляющий партнер Юридического бюро Лисицы Лилии ООО «Правовой стандарт», старший преподаватель частного учреждения образования «БИП-институт правоведения»

Государственное предприятие «СтройМедиаПроект» является уполномоченной организацией Минстройархитектуры по осуществлению комплекса работ по оценке системы производственного контроля при производстве строительных материалов и изделий и выполнении работ и услуг в строительстве и выдаче свидетельства о технической компетентности, в соответствии с ТКП 45-1.01-221-2010 «Строительство. Оценка системы производственного контроля. Основные положения и порядок проведения» , и уполномоченным органом на осуществление административной процедуры, в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012г. №156 (п.3.26).

Все организации в Республике Беларусь, осуществляющие деятельность в области строительства, должны иметь систему производственного контроля, прошедшую процедуру ее оценки и тем самым подтверждающие свою способность проводить контроль качества и гарантировать безопасность продукции в строительстве в соответствии с требованиями ТНПА и ТР 2009/013/BY «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность».

Основные положения и порядок проведения оценки системы производственного контроля, а также выдача свидетельства о технической компетентности предприятия определены в ТКП 45-1.01-221-2010.

Организация по оценке системы производственного контроля в течение 10 дней со дня получения заявки (регистрации) рассматривает полученные документы и принимает решение о возможности проведения работ.

Для поддержания и функционирования системы производственного контроля организация должна иметь структурные подразделения или отдельных должностных лиц (не менее двух человек, работающих на постоянной основе), уполномоченных руководством организации на проведение контроля качества продукции в строительстве.

Оценка системы производственного контроля включает выполнение следующих процедур:

  • рассмотрение заявок на проведение оценки системы производственного контроля и экспертизу прилагаемых к ним документов;
  • принятие решения о проведении работ по оценке системы производственного контроля и оформление договора на проведения работ;
  • проверку системы производственного контроля, после оплаты работ по договору;
  • оформление и выдачу свидетельства и области деятельности;
  • инспекционный контроль, не реже 1 раза в течение срока действия свидетельства и при продлении срока действия свидетельства или внесении дополнений (расширений) в область деятельности.

При положительном решении, организация по оценке системы производственного контроля, оформляет и выдает свидетельство о технической компетентности в течение 15 дней, на срок действия - 5 лет.

При подаче заявления на дополнительную область деятельности, в период действия свидетельства, проводят оценку системы производственного контроля на общих основаниях. По результатам оценки системы производственного контроля оформляют дополнение к области технической компетентности. При этом заявитель должен подать заявку в ту организацию по оценке системы производственного контроля, которая выдала свидетельство.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Рецепты. Кондитерская. Рестораны. Мясо. Фрукты и овощи