Рецепты. Кондитерская. Рестораны. Мясо. Фрукты и овощи

Множество исследований свидетельствуют, что из всех так называемых диет, одна из самых здоровых и полезных, как показывает история, является Средиземноморская диета. В этой статье мы «попробуем её на вкус», поймем её суть, а также узнаем чем питались древние греки. Автор приглашает читателя мысленно надеть на себя тунику, кожаные сандалии и далее уже, может быть, наяву поднять кубок с разбавленным вином или виноградным соком (древние греки пили только разбавленное) и отправиться в путешествие по средиземноморской гастрономии.

Чем питались древние греки?

Древние греки принимали пищу чаще всего четыре раза в день. О питании греков нам известно, в основном, из древних спектаклей. На утро был хлеб, который они обмакивали в разбавленное вино. Кто пил вино не разбавленным, греки считали варварами. Они считали вино даром бога Диониса. Вино подавалось в расписных керамических кубках. Хлеб пёкся из пшеницы, или ячменя. Хлебом служила и ячменная каша. Кстати, насчитывалось не менее 50 видов хлеба. Хлеб также использовался вместо вилок, и в богатых семьях после трапезы его доедали рабы или скот. Утром также ели фиги или оливки. На завтрак могли быть лепёшки (теганьяс). Любопытно, что на иврите слова, обозначающие процесс жарки, звучит похоже «летаген (жарить), тигун (жарка), метуган (пожаренное)». Лепешки выпекались из пшеничной муки, оливкового масла, мёда и кислого молока. Атеней в своём трактате «Дейпнософисты» (Учёные сотрапезники) упоминает о лепёшках из полбы с мёдом, кунжутными семечками и сыром.

Пшеничные зёрна размягчались или вымачиванием в воде и готовились как каша, или с помощью толчения в ступке, превращая их в муку. Греки использовали винные дрожжи, но только по праздникам. Хлеб выпекался в глиняных домашних печах. Белый хлеб предназначался богатым, а бедняки питались хлебом из ячменной муки грубого помола. В бедных домах хлеб готовили так: на пол клались раскалённые угли, когда пол становился достаточно горячим, на него раскладывали лепёшки и накрывали их крышкой, на которую вновь помещали угли.

Ячмень обжаривали, а потом мололи в муку, называя её «маза». Мазу иногда ели сырой. Любопытно, что на иврите без дрожжевой плоский хлеб называется «матца».

Древнегреческая культура являлась аграрной, поэтому диета состояла в основном из круп, овощей, фруктов, рыбы, яиц и немного мяса. Картофель и помидоры в Европе не произрастали, зато были спаржа, укроп, огурцы, турецкий горох (нут) и сельдерей. Из овощей готовились супы, часто их варили с оливковым маслом, уксусом, травами и рыбным соусом. В городах свежие овощи были дороги, и бедные жители питались сушёными овощами. Они также любили чечевицу. Аристофану указывал, что протёртые бобы были любимым блюдом Геракла, которого всегда в комедиях изображали чревоугодником. Блюдо из бобов нута, протёртых с оливковым маслом и кунжутными семенами в Израиле называется «хумус», оно считается самым распространённым. Суп из чечевицы был типичной пищей простых греков. Военные питались сыром, чесноком и луком. Хор в театре пел о конце войны: «О, радость, радость! Больше нет шлема, сыра и лука!»

Из фруктов были яблоки, груши, вишня, шелковица и дамсон (тернослив — мелкая чёрная слива). Свежие, либо сушёные фрукты, а также орехи подавались на десерт. Основными были фиги (инжир), изюм и гранаты. Существует рецепт одного древнего десерта из тёртых бобов и фиников.

Оливки для греков были не только едой, но источником масла для ламп, косметическим средством и важной частью самой культуры. Греки верили, что богиня Афина подарила первое оливковое дерево городу Афины. Его плоды позже распространились по всей Греции. Женщины наносили масло на кожу лица и тела для сохранения молодости. Автор рекомендует продолжить традицию и наносить оливковое масло на чистую влажную кожу лица на ночь, чтобы утром проснуться с мягкой кожей.

Бытует ошибочно мнение, что оливковое масло нельзя использовать для жарки. Это миф. Конечно, жареная пища не очень полезна для здоровья, лучше блюда запекать или тушить на воде, а масло добавлять после, но оливковое масло можно использовать на всех этапах приготовления пищи. При жарке оно дымится больше, чем другие масла. При выборе масла обращайте внимание на то, чтобы оно было тёмного цвета (само масло, а не только бутылка) и имело богатый аромат.

Мёд греки использовали, как мы сегодня сахар, и очень любили, не только как пищу, но и как лекарство. Они верили, что Зевса в детстве кормили молоком и мёдом. У многих семей были свои пасеки.

Мясо древние греки ели в основном по праздникам. Считалось, что мясом питаются только варвары. Известно, что соперники афинян, спартанцы имели исключительно мясную диету. Спартанцы варили суп из свиных ножек и крови (известно, что греки считали спартанцев варварами). Греческие атлеты также отдавали предпочтение мясной диете, но старались не есть десертов и не пить слишком много вина. Живя у Средиземного моря греки имели вдоволь рыбы. Самым дешёвым мясом в городе была свинина. Греки питались яйцами кур, гусей, фазанов и куропаток.

Питьё молока и использование сливочного масла греки также считали варварством. Зато они употребляли кисломолочные продукты, творог и овечий сыр.

Воду носили женщины, и, хотя колодцев было достаточно, предпочтение отдавалось ключевой воде. У греков есть множество описаний разных качеств воды, она может быть лёгкая, сухая, кислая, подобная вину и т.п.

Вина

У греков были белое, розовое и красное вино. Лучшие сорта производились в Тасосе, Лесбосе и Хиосе. Вина использовалось, как целебное средство с добавлением сосновой смолы и разных трав. Вина добавлялись в блюда. Элиан упоминает о том, что вино из Херайя в Аркадии делало мужчин глупыми, а женщин детородными; и наоборот, ахейское вино считалось вызывает выкидыш. Женщинам было запрещено пить вино, за исключением Спарты.

Приём пищи не был только процессом удовлетворения потребности организма, а часто превращался в общее застолье, когда люди подолгу общались друг с другом. Даже сегодня греческие семейные пиры длятся часами.


(Килик, самый популярный древнегреческий сосуд для питья. Источник: википедия).

Ужин у греков был самым важными и основным моментом приёма пищи. Обед был лёгким, как и полдник ближе к вечеру. Иногда ужин и обед объединялись и относились на вторую половину дня. Мужчины и женщины ели раздельно. В маленьких домах первыми ели мужчины, потом женщины. Аристотель писал, что пищу подавали рабы, а в бедных семьях жёны и дети. Сидели греки на стульях за столами, а во время праздников на скамейках за низкими столами. Позднее столы стали круглыми, обычно с ножками в форме ног животных.

В качестве закусок греки употребляли каштаны, бобы, поджаренную пшеницу и медовые пирожные. Аристократы и богатые мужчины устраивали встречи, на которых пили вина и обменивались мыслями. На Крите и в Спарте мужчины воины и мальчики участвовали в Сиситиях. На пике расцвета греческой культуры диета была относительно простой. Греки считали, что сложность блюд развращает человека. Александр Великий высмеивал иранский царский дворец, отмечая, что их вкусовые пристрастия привели к поражению. Позднее, ближе к концу империи, гастрономия стала занимать всё больше места в душе греков.

Вегетарианство

Древнегреческие философы Пифагор, Эмпедокл, Сенека, Плутарх, Плотин, Порфир и Эпикур проповедовали идею вегетарианского питания, воздержания от убийства, говоря о перевоплощении душ.

«До тех пор пока человек будет продолжает быть безжалостным уничтожителем низших живых существ, он никогда не будет знать здоровья и мира. До тех пор, пока люди убивают животных, они будут убивать друг друга. Действительно, тот, кто сеет зерно убийства и боли, не может пожинать радость и любовь».
- Пифагор


(Триптолем получает снопы пшеницы от Деметры и благословения от Персефоны, рельеф V века до н.э., Национальный археологический музей Афин)

Современная греческая диета

Современные греки потребляют больше всего оливкового масла в год, чем жители любой другой страны. Большинство греческих блюд состоят из запечённых овощей и называются «латера (или ладера», что переводиться как «с маслом» (оливковым, естественно). Зеленые бобы, баклажаны, бамия и горох готовятся с помидорами, луком, чесноком и различными травами и специями и потребляются, как основное блюдо вместе с сыром фета и хлебом. Летом — это салат из помидор и огурцов, а зимой — салат из капусты с морковью. Греки также потребляют больше всего сыра в мире, благодаря сыру фета, который присутствует при каждом приёме пищи. Традиционно сыр фета изготавливается из овечьего молока. В северной Греции популярны пироги из шпината, сыра и лука-порей. С каждым приёмом пищи греки едят сыр (фета) и хлеб.

Греческий рецепт блюда из белых бобов.

Если бы житель древней Греции был приглашен на современный обед, он, несомненно, удивился бы такому богатству и разнообразию блюд и продуктов на столе. Это связано с тем, что в те времена многие современные продукты были неизвестны, поэтому привычки в еде сильно различались.

Несмотря на то, что многие современные диетологи говорят о пользе плотного завтрака, древние греки начинали свой день со скромного перекуса, который состоял из ячменного хлеба, вымоченного в вине, оливок и инжира. Также многие употребляли напиток из вареного ячменя, приправленного мятой и чабрецом. Считалось, что он обладает целебными свойствами.

В полдень жители Древней Греции ели рыбу (лещ, кефаль, сардины) с бобовыми культурами (чечевица, бобы, горох, фасоль). К этим блюдам подавались такие продукты, как хлеб, сыр, оливки, яйца, орехи.

Ужин у греков также отличался. В настоящее время многие диетологи советуют, чтобы этот прием пищи был достаточно легким. В Древней Греции было принято считать вечерний прием пищи одним из главных и наиболее важных. Он также сопровождался десертом, который состоял из свежих и высушенных фруктов (особенно инжир и виноград), грецких орехов и меда.

Древние греки также употребляли красное мясо и птицу, но в отличие от современных жителей страны они предпочитали свинину и говядину, а вот коз и ягнят ели редко. Также они любили мясо диких животных и птиц, добытое на охоте (перепела, оленина и т.д.). Кроме этого критяне любили улиток.

Несмотря на небольшое разнообразие фруктов и овощей, эти продукты занимали ведущую роль в их ежедневном рационе. Древние греки не знали, что такое апельсины, мандарины, персики и бананы. Большим спросом пользовались груши, яблоки, сливы, гранаты, инжир, вишня, а также ягоды.

Что касается овощей, то афиняне выращивали в своих садах лук, зеленый салат, огурцы, горох, артишоки, сельдерей, укроп, мяту и другие травы и зелень.

Кроме этого они употребляли в пищу грибы, фенхель, спаржу, крапиву. Древние греки любили хлеб, который они делали из манной крупы, проса, кукурузной муки и ряда других зерновых культур.

С древних времен неизменным осталось то, что каждая хозяйка держала на кухне большое разнообразие специй и трав, которые способны придать любому блюду невероятный вкус. Популярностью пользовалось орегано, базилик, мята, чабрец, кардамон, кориандр, каперсы, кунжут.

Большинство блюд, которые готовили жители Древней Греции, были весьма простыми. Основными способами приготовления являлась выпечка в печи или жарка на вертеле. Десерты также были самыми обычными: фрукты с медом и орехами.

Кроме того каждый прием пищи сопровождался вином и, конечно же, оливковым маслом.

Древние греки употребляли большое разнообразие продуктов, но при этом ели небольшими порциями.

Наиболее жесткой диеты придерживались жители Спарты. Их ежедневный рацион включал в себя кусок хлеба и чашку «черного бульона», который варили из свиного мяса с добавлением крови. Лишь в особых случаях и во время торжеств они позволяли себе вареную свинину, пирог и немного вина.

Древние греки были идеальными скотоводами. Они дружили со своим зверьём. Это может показаться парадоксом, но мясо домашних животных разумный грек ел довольно редко. Странно? Только лишь на первый взгляд.

Греческое скотоводство - это, прежде всего, козы и овцы. Кого было больше - сказать сложно: скелеты коз и овец очень похожи, и далеко не каждый археолог способен точно атрибутировать найденную в земле косточку.

Практичные греки классифицировали пастушеский труд по виду выпасаемых животных. Пастуха, владевшего стадом овец, называли «пойменес», а козопаса - «эполой». Животных пасли в горах, среди сочных трав и кустарников. Кстати, греческие козы были более прыгучими, чем сейчас, поэтому в программу Олимпийских игр даже были введены прыжки в длину - дабы тренировать пастухов, вынужденных скакать с уступа на уступ вслед за резвой скотинкой.

Для овец и коз строили отдельные овчарни, выбирая для них защищённые от ветра места на крутых склонах. Нередко использовали естественные пещеры и гроты. Вспомним недалёкого одноглазого киклопа Полифема, который прятал своих овечек на ночь в пещеру и закрывал её огромным валуном. Вот настоящий греческий овцевод-«пойменес».

Греки серьёзно относились к чистоте на скотном дворе. Животных мыли: на выпасе - в ближайшем ручье, а возле дома - в специальных лоханях и корытах. Интересно, что заболевших коз и овец сразу же отделяли и помещали в специально приготовленные огражденные стойла.

Зачем в Греции эти самые овечки и козочки? Как ни странно, выращивали их отнюдь не на мясо. Для простого эллина более важными продуктами были молоко, сыр (свежий, мягкий, подобный творогу) и, конечно же, шерсть. Вот как делал сыр упомянутый овцевод Полифем в «Одиссее» Гомера: «Белого взял молока половину, мгновенно заквасил, / Тут же отжал и сложил в сплетенные прочно корзины». Не слишком ли накладно резать ради мяса овечку или козочку? Молочка и сыра-то хочется.

Около II века нашей эры писатель Лонг с острова Лесбос написал замечательный роман «Дафнис и Хлоя» -- о любви пастуха и пастушки. Они были потеряны родителями: младенца Дафниса вскормила коза, а Хлою - овечка. Когда они выросли, приёмные родители поручили им пастушеские обязанности: «А Дафнис и Хлоя обрадовались, словно важное дело им поручили, и своих коз и овец полюбили больше, чем у простых пастухов в обычае было: ведь она овец пасла, виновниц спасенья своего, он же помнил, что его, брошенного, коза вскормила». А когда любовь юных героев увенчалась свадьбой и каждый из них нашёл своих настоящих родителей - богатых горожан, они не захотели переезжать в город, оставшись в селе, в окружении любимых животных. Эта наивная поэтическая история вызывала умиление у греков не одно столетие, ведь как не любить эти белые пушистые создания, которые приносят одну лишь пользу.

Паслись в Греции и другие животные. Например, свиньи. Вот их действительно ели. Шестьдесят дней свиней держали в тесной ограде, затем в течение трёх суток не давали им никакой пищи, а потом - сильно проголодавшихся - раскармливали ячменем, просом, дикими грушами, фигами. Животные быстро жирели, и их забивали. Мяса - хоть отбавляй. Однако… и тут были проблемы. Свинина очень быстро портится на жаре, а Греция - страна довольно жаркая. Поэтому убил свинью утром - съешь всю тушу к вечеру. Стало быть, держать свиней может только многодетная семья. Иначе придётся делиться с соседями.

А что с коровами и быками? Разумеется, в Греции они водились, однако паслись на гористой земле Эллады не слишком охотно. Далеко не каждый селянин мог позволить себе такую роскошь. А тот, что мог, получал почётное прозвище «буколос» - «бычий пастух».

При этом отношение к быкам и коровам у эллинов было ещё более трепетным, чем к козам и овцам. В VI веке до Рождества Христова Солон вводит в Аттике «Законы двенадцати таблиц», согласно которым убийство пахотного быка приравнивалось к убийству человека. Бык - друг человека, он помогает работать на поле, стало быть, убивать его нельзя, он должен умирать своей смертью. Животных холостили (чтобы коровы не отвлекали его от пахотных дел), откармливали молотым ячменём, бобами и очищенными фигами. С быками играли, разговаривали, поверяли им сердечные тайны, даже целовались с ними - примерно как современные собачники со своими питомцами.

Кроме пахотных быков были и жертвенные. Так же, как и жертвенные козлы, бараны и свиньи. Вот ими при хорошем раскладе полакомиться было можно. И всё благодаря одной хитрости. Греческие жертвоприношения были весьма условны. На алтаре сжигались не туши животных, а всего лишь курдючный жир, нутряное сало, кусок хвоста, которые сверху покрывали тончайшим слоем сырого мяса, срезанного с ног животного. И всё. Вот как описывает Гомер жертвоприношение у ахейцев (Илиада, I):

Кончив молитву, ячменем и солью осыпали жертвы, Выи им подняли вверх, закололи, тела освежили, Бедра немедля отсекли, обрезанным туком покрыли Вдвое кругом и на них положили останки сырые. Жрец на дровах сожигал их, багряным вином окропляя; Юноши окрест его в руках пятизубцы держали. Бедра сожегши они и вкусивши утроб от закланных, Все остальное дробят на куски, прободают рожнами, Жарят на них осторожно и, все уготовя, снимают. Кончив заботу сию, ахеяне пир учредили; Все пировали, никто не нуждался на пиршестве общем.

Как появилась такая традиция? Древнегреческий миф рассказывает о том, как титан Прометей (тот самый шутник, что украл у богов огонь и отдал его людям) как-то разделал для жертвоприношения быка и разложил куски на две кучки: в первую свалил все кости, прикрыв их сверху жиром, а во вторую - все мясо, прикрыв его требухой и шкурой. После этого хитрый Прометей предложил отцу богов Зевсу выбрать кучку для себя. Вот как описывает этот случай Гесиод («Теогония»; Зевс в этом тексте назван Кронидом - т. е. сыном бога Крона):

Тушу большого быка Прометей многохитрый разрезал И разложил на земле, обмануть домогаясь Кронида. Жирные в кучу одну потроха отложил он и мясо, Шкурою все обернув и покрывши бычачьим желудком, Белые ж кости собрал он злокозненно в кучу другую И, разместивши искусно, покрыл ослепительным жиром. Тут обратился к титану родитель бессмертных и смертных: "Сын Иапета, меж всеми владыками самый отличный! Очень неровно, мой милый, на части быка поделил ты!" Так насмехался Кронид, многосведущий в знаниях вечных. И, возражая, ответил ему Прометей хитроумный, Мягко смеясь, но коварных повадок своих не забывши: "Зевс, величайший из вечно живущих богов и славнейший! Выбери то для себя, что в груди тебе дух твой укажет!" Так он сказал. Но Кронид, многосведущий в знаниях вечных, Сразу узнал, догадался о хитрости.

С тех пор хитроумные греки в жертву богам приносили только бесполезные отбросы и кости, сдабривая их тонкими полосками мяса - для запаха. А мясо жарили и тут же, рядом со священным алтарём, раздавали всем желающим. Так что любой бедняк, подсуетившись в нужный момент, мог отведать в праздничный день дармовой вкуснятины. Поскольку праздников было довольно много (греки вообще больше любили отдыхать, чем работать), беднейшие слои населения никогда не бедствовали по-настоящему.

Гораздо чаще греки ели птицу: с давних времён они разводили гусей да уток. Как и в других странах, их откармливали зерном. А вот курица попала в Грецию только в V веке до Рождества - в эпоху греко-персидских войн. Её именуют «персидской птицей», это экзотика, любопытная новинка, ввезенная врагами-персами в Элладу. Она ходит по двору и по дому, хозяева восхищаются необычностью ее оперения и окраса, удивляются тому, что она не летает, как все остальные пернатые. Съесть курицу, конечно, можно, но это примерно так, как если бы сейчас съели попугая, - непонятный, эксцентрический поступок!

Невесёлая получается картина: мы, привыкшие к мясным продуктам, могли бы даже пожалеть несчастных эллинов, забивавших домашних животных не столь уж часто. Однако всегда есть выход из положения. В лесах Эллады водилось много дичи. Но об этом - как-нибудь в другой раз.

Огромная роль в жизни и культуре древних греков, отводилась еде.

Еда древних греков не отличалась большой изысканностью, основные составляющие её были: оливковое масло, пшеница, вино.

Кулинарная книга, написанная греками 4 тысячи лет тому назад, легла в основу средиземноморской кухни древнего мира. Нас с вами немногому может научить древняя книга, потому как многих продуктов просто не было. Только много лет спустя, эллины узнали, что такое сахар, рис, кофе, картофель, помидоры, баклажаны, кукуруза.

Напрашивается вопрос, что же ели древние греки ?

Во - первых, хлеб , он в Древней Элладе обладал большим достоинством - грубые волокна обработанной ячменной и пшеничной муки, способствовали полному его усвоению. Другой сорт хлеба назывался «кислым», пекли его из сброженного теста, он был дорогой и покупали его богатые эллины. Чёрствый хлеб не выбрасывали - врачеватели рекомендовали его употреблять людям с больным желудком.

Рыба . Окружённая морями Древняя Греция, пользовалась дарами моря, вылавливали сардины, тунца, осетровые породы, кальмары, мидии, устрицы. Рыба была дешёвая и была доступна беднякам.

Мясо . Эллины употребляли много мяса, в начале это была дичь, позже - баранина, говядина. Мясо было дороже, чем рыба, поэтому мясо ели в богатых семьях, бедные в основном довольствовались рыбой.

Мясо и рыбу греки в основном запекали, коптили, жарили, мариновали.

Атрибутом греческой трапезы был овечий сыр, оливки, виноград, мёд, вино .

Вино не пили в чистом виде, обязательно разбавляли водой. С древности, пьянство в Греции, считали верхом неприличия, однако каждая еда, сопровождалась вином - в то время не было других видов алкогольных напитков.

Оливковое масло всегда присутствовало на столе, особенно у древних афинян , считавших масло даром богини Афины в своем городе.

В ежедневном меню обязательно были чеснок и лук.

Много пили чистой воды , для этого женщины ежедневно отправлялись за колодезной водой.

Каждая греческая семья имела земельный участок, где выращивали артишоки, крапиву, горох, сельдерей, мяту .

Примерно в V веке до нашей эры, по описаниям прославленных греческих философов и писателей, после основного обеда проходили пирушеки-симпосионы, куда приглашались гости для совместной выпивки и разговоров. Семейных женщин не приглашали, обычно там присутствовали гетеры, поэтому нередко симпосионы заканчивались оргией. Ели древние греки полулёжа, на специальных апоклинтрах (ложах). Столовых приборов не было, ели руками, для мытья рук рабы подносили чашу с водой.

Обычно к столу подавали:

Жареных на вертеле поросят и ягнят

Кролика со специями (чебрец, мята)

Жаренных дроздов, зябликов и перепелов

Украшали стол дорогими сортами рыб - угри, лещ, кефаль

Еда спартанцев

На протяжении всей жизни, спартанцы пользовались правилом "Ничего лишнего в еде. Ничего лишнего в жилье." Обедали спартанцы в казармах. Еда была простой, но в то же время еда должна была давать силу воинам. Известен рецепт спартанской похлёбки-меланас: кусок мяса или свиные ноги, бычья кровь, уксус, соль иногда добавляли чечевицу. На вкус похлёбка была совсем невкусная.

Однажды персидский царь, приказал пленному спартанцу, приготовить похлёбку, чтобы понять почему спартанцы такие отважные воины. Отведав "яство", царь сказал, что теперь понимает, почему спартанцы так легко расстаются с жизнью.

Популярные статьи

Калимнос (видео). Греческие острова

Калимнос (Κάλυμνος) расположен в юго-восточной части Эгейского моря, рядом с островами Кос и Лемнос. Его площадь составляет 111,14 км², он является четвертым по величине островом в префектуре Додеканеса.

Где живут долгожители? Остров Икария, Греция

В мире существуют несколько мест, где люди живут намного больше своих собратьев, в среднем на 10 лет. Они разбросаны по всему миру и совсем не похожи между собой.

Парос (видео). Греческие острова

Парос (Πάρος) - один из самых популярных греческих островов, расположенный в самом сердце Эгейского моря. Прекрасная природная среда с расслабляющей атмосферой, архитектурные памятники и старые монастыри, гармонично сочетаются с традиционной кикладской культурой.

Аттика: три великолепных места для приятных однодневных поездок

Кто сказал, чтобы идеально провести выходные, нужно преодолеть большие расстояния, уехав подальше от шумного города?

Фермопилы (Θερμοπύλαι)

Фермопилы - знаменитое место в Греции, горный узкий и труднопроходимый перевал между Локридой и Фессалией. В античные времена это был единственный проход в среднюю Грецию и составлял всего 12 метров в ширину. Сегодня проход при Фермопилах достигает от 1,5 до 3 км в ширину, образовавшийся из-за отложений в устье реки Сперхиу (Σπερχειού).

Древний анекдот о спартанце:
«Один странствующий спартанец, зайдя на постоялый двор переночевать, отдал хозяину рыбу, которую принёс с собой, и попросил приготовить её на ужин. Хозяин согласился, но сказал, что для приготовления ужина ещё потребуется хотя бы масло и хлеб. На что спартанец возразил: «Будь у меня масло и хлеб, стал бы я связываться с этой рыбой».


К счастью, не все греки спартанцы, и в целом греческая кухня никогда не придерживалась подобного аскетизма.

История Эллады берет свое начало в глубине веков. Значение греческой цивилизации для современного мира бесценно. Искусство, философия, наука, политика, язык уходят корнями в греческую культуру. Чтобы ни происходило в сегодняшнем веке, мы можем найти прототип этому тысячелетия назад, если не в реальных исторических событиях, то в мифах и легендах наверняка.

Изучение фундамента современной цивилизации позволяет избежать наивных разочарований в роде человеческом, понять движущие силы истории, познать смысл прошлого и научиться предвидеть будущее.

Откуда же греки брали силы для великих свершений в своей славной и занимательной истории?
Что они ели в древности?

ГРЕЧЕСКАЯ КУХНЯ и вообще существующая в этой стране КУЛЬТУРА ПИТАНИЯ, ставшая основой самой полезной в мире средиземноморской кухни - это предмет особой национальной гордости греков, наряду с Акрополем, Гомером и Александром Македонским.

Древнегреческая диета состояла из продуктов, не повышающих уровень сахара в крови, то есть не ведущих к увеличению веса. Вот почему греки были такими стройными и красивыми! И всё это до сих пор для нас весьма полезно (и не только в фитнес-клубах!)

Древние греки широко использовали в питании оливки и оливковое масло.

С древних времен в Греции оливки консервировали морской солью. В рассол для черных оливок добавляли немного натурального винного уксуса и оливковое масло. Различный вкус оливкам придавали различными пряными травами и специями. Оливки солили, мариновали и использовали в качестве закуски, гарнира, приправы к рыбе и многим другим блюдам - добавка всего нескольких оливок придает блюдам особый вкус. По современным воззрениям, оливки выполняют функцию своеобразного биохимического регулятора для усвоения соли и жиров.

Оливковое масло производили из зрелых оливков методом холодного отжима (современное Extra virgin). Такое масло исключительно ценно и полезно для здоровья и содержит максимум полезных веществ. Важно отметить, что любое оливковое масло, в отличии от других масел, при нагреве не выделяет канцерогенных веществ!

Хлеб тогда пекли не белый, а грубый, из полуобработанной муки (что способствовало лучшему перевариванию остальных продуктов).

В Древней Греции первое упоминание о "кислом" хлебе, т. е. хлебе из сброженного теста, относится к V в. до нашей эры. Однако такой хлеб считался деликатесом, стоил значительно дороже пресного хлеба, его употребляли только состоятельные люди. Гомер, описавший трапезы своих героев, оставил нам свидетельство того, что аристократы Древней Греции считали хлеб совершенно самостоятельным блюдом.

В те далекие времена на обед подавали, как правило, два блюда: кусок мяса, жаренный на вертеле, и белый пшеничный хлеб. Каждое из этих двух блюд ели отдельно, а хлебу при этом отводилась самая значительная и почетная роль. Гомер сравнивает пшеницу с мозгом человека, имея в виде ее значение в жизни людей. Он говорит, что чем богаче хозяин дома, тем обильнее угощение в его доме белым хлебом. О том, с каким суеверным почтением относились в Древней Греции к хлебу, говорит и такой любопытный факт. Эллины были твердо убеждены, что, если человек поедает свою пищу без хлеба, он совершает большой грех и будет непременно наказан богами.

Пекари Древней Греции умели выпекать множество сортов хлеба, используя при этом в основном пшеничную муку. Часть хлебных изделий греки выпекали из ячменной муки. Хлеб недорогих сортов готовили из муки грубого помола, с большим количеством отрубей. Такой хлеб служил основной пищей для простого народа.

Булочники Древней Греции торговали и сдобными хлебными изделиями, в состав которых входили мед, жир, молоко. Но такие "сладкие хлебцы" стоили дороже обычного хлеба и относились к лакомствам. Любопытно отметить, что у суровых спартанцев хлеб считался величайшей роскошью, и его ставили на стол только в самых торжественных случаях.

В Древней Греции, как и в Древнем Египте, черствому хлебу отводилась особая роль. Считалось, что он помогает при заболеваниях желудка. Его прописывали в качестве лекарства больным, страдающим несварением желудка и другими болезнями. Некоторые древние считали, что одно только лизание корки черствого хлеба способствует прекращению болей в желудке.

Почему хлеб называется хлебом. Хлебопекам Древней Греции мы обязаны и самим происхождением слова "хлеб". Греческие мастера применяли для производства этого продукта горшки специальной формы, называемые "клибанос". От этого слова, по мнению специалистов, у древних готов было образовано слово "хлайфс", которое затем перешло в язык древних германцев, славян и многих других народов. В старонемецком языке существует слово "хлайб", которое похоже на наш "хлеб", украинский "хлиб" и на эстонский "лейб".

Поговорка относительно хлеба, который всему голова, в Древней Элладе тоже была в ходу: именно хлеб считался главным блюдом на столе (потому, что его было мало), все остальное полагалось только обильной добавкой к дефицитному хлебу (но какой добавкой!).

Так что не один только хлеб не ели. А что полагалось подавать к хлебу?

К хлебу подавали овощи и плоды, причем особенно популярны были бобы всех видов (из-за своей распространенности и дешевизны), оливки и фиги (инжир). Масло употребляли только оливковое, сливочного не было. Охотно пили молоко, особенно овечье, а также изготавливали из него белый, мягкий овечий сыр, больше похожий на творог.

И, главное, ели много рыбы и морепродуктов всех видов: устрицы, кальмары, мидии, морские гребешки – недостатка полноценного животного белка никогда не было! Ведь Греция омывается морем, имеет множество островов, а в море полно рыбы.

Однажды греческий философ Демонакс собрался в морское путешествие. Погода не благоприятствовала ему – надвигалась буря. Один из друзей обратился к Демонаксу: «Разве тебе не страшно? Ведь корабль может утонуть, и тебя съедят рыбы!» Философ Демонакс только улыбнулся в ответ: «Я столько рыб съел в своей жизни, что будет вполне справедливо, если они, в конце-концов, съедят меня».

Искусство приготовления рыбы высоко ценилось еще в античные времена. Оно основывалось на опыте и кулинарном мастерстве народов, живших на побережье Средиземного моря.

Как это ни парадоксально, в ранней истории Древней Греции, окруженной со всех сторон морями, был период (XI-VIII века до нашей эры), когда рыба считалась пищей только для бедных людей. Подтверждение этому можно найти на страницах гомеровской «Илиады». (Много позднее в Европе подобное случилось с устрицами.)

Развитие рыбной кухни началось гораздо позднее, в период расцвета Древней Греции. Уже мифы об аргонавтах рассказывают о путешествиях греков за рыбой к неведомым берегам Понта Эвксинского (так называлось Черное море), так как на греческих рынках ощущалась ее нехватка. Больше всего ценились тунцовые рыбы, второе место занимали осетровые, о чем есть упоминание у Геродота: «Ловятся для соления большие рыбы без позвоночника, называемые осетрами».

Персонажи комедии Эпихарма «Званый обед у Гебы» — беззаботные кутилы, боги и богини, большие любители вкусной пищи,- особенное удовольствие получают от морской рыбы. Они на дружеской ноге с морским богом Посейдоном, который доставляет им на судах большое количество рыбы и моллюсков - божественный деликатес.

Секреты приготовления иных древнегреческих блюд не разгаданы и по сей день. Как, скажем, можно к столу подать целую рыбу, одна треть которой была жареной, одна треть - вареной, одна треть - просоленной?

Морская рыба была в почете и в Древнем Риме (здесь ее солили, мариновали, коптили), и в Азии. Греческий комедиограф Аристофан, бывший одно время послом при персидском дворе, писал, что царь персов выдавал щедрое вознаграждение тому, кто изобретал новое рыбное блюдо.

Греки ели много мяса дичи (зверей и птиц), которая в те времена водилась в невообразимом изобилии. А вот мяса домашних животных даже богатые люди ели немного: слишком уж накладно каждый день резать по барашку, дающему столько молока и шерсти. Потому блюда из баранины подавали только по праздникам, когда богам приносили жертвы.

Один из древнегреческих мифов рассказывает о том, как титан Прометей, принесший людям огонь, разделал для жертвоприношения барашка и разложил мясо на две кучки: в первую свалил все кости, прикрыв их сверху жиром, а во вторую - все мясо, прикрыв его требухой и шкурой. После этого хитрый Прометей предложил отцу богов Зевсу выбрать кучку для себя.

Тот, естественно, выбрал кучку с жиром. И просчитался, но было уже поздно. С тех пор хитроумные греки в жертву богам приносили бесполезные отбросы и кости, а все вкусное съедали сами, чтобы добро не пропадало. Вообще, греки народ очень сообразительный!

Не было на столе у древних греков целого ряда привычных нам продуктов: риса, дынь и арбузов, персиков и абрикосов, лимонов и апельсинов (прибыли позже из Азии), помидоров, картофеля, кукурузы (завезены из Америки). Тыквы и огурцы были в диковинку и стоили дорого. Орехи, которые мы теперь называем грецкими (т. е. греческими), были привозным лакомством.

Сахара не было, вместо него использовали мед, который гораздо полезнее сахарозы. И меда в Древней Элладе было много.

Крупу, которую мы называем гречкой («греческой крупой»), греки не знали (они и сейчас ее практически не едят).

А что древние греки пили? У них не было ни чая, ни кофе, ни какао. Одно только вино. Его всегда разбавляли водой в пропорции 1:2 (мера вина на две меры воды) или 1:3, для этого даже существовали специальные сосуды кратеры колоколообразной формы. Но разбавляли вино водой совсем не для того, чтобы не захмелеть: вином просто старались обеззаразить колодезную воду. Пили чаще всего не из чашек и кубков (хотя и они тоже были), а из специальных сосудов под названием «килик» - такое блюдце с ручками на длинной ножке.

После оливкового масла вино - во все времена главный предмет гордости в Греции. "Вино - души людской зерцало", - сказал Алкей, знаменитый поэт с Лесбоса.

Греция - родина европейского виноделия. На острове Крит виноград возделывается уже четыре тысячи лет, на материковой Греции - три тысячи.

На террасах, насыпанных по склонам гор, по всей Греции растет виноградная лоза. В долинах ее сажают, между плодовыми деревьями, и она тянется с одного дерева на другое. Как и олива, виноградная лоза неприхотлива и не нуждается в искусственном поливе. Критяне привезли виноград с побережья Малой Азии и окультурили его. Они быстро узнали тайну винограда - судя по подвалам кпосских дворцов, во II тыс. до н. э. производство вина здесь процветало. А миф рассказывает, что бог виноделия Дионис женился на критской царевне Ариадне.

Ни один бог не почитался в Греции так, как Дионис! В Древней Греции к началу сбора урожая были приурочены Праздники - Дионисии. Это было время безумных плясок и бурного веселья. Дионис, или Вакх, шествовал с веселой свитой, состоявшей из козлоногих сатиров и вакханок. Вино лилось рекой. Вакха чтил, в основном, простой народ. Бог-освободитель давал им забвение от забот и печалей. На ежегодных бурных празднествах в его честь даже духи, как считали эллины, отдавали должное молодому вину, а потом, естественно, требовали закуски. Поэтому нагулявшиеся жители запирались в своих домах от греха подальше, а для зaxмeлeвшиx духов на пороге оставляли похлебку.

Как уже было сказано, вино в те времена разбавляли водой из расчета: 1 часть вина + 3 части воды, в крайнем случае 1:2. Смешивание равных по объему частей считалось уделом "горьких пьяниц". (Причем крепленого вина тогда еще не было.)

Афинский государственный деятель Эубулус в 375 г. до н.э. так сказал о мере в употреблении вина: "Я должен смешать три чашки: одну во здравие, вторую за любовь и удовольствие, третью - для хорошего сна. Выпив три чашки, мудрые гости отправляются по домам. Четвертая чашка уже не наша, она принадлежит насилию; пятая - шуму; шестая - пьяному разгулу; седьмая - подбитым глазам; восьмая - блюстителям порядка; девятая - страданиям и десятая - сумасшествию и крушению мебели."

Самое известное и древнее греческое вино – РЕЦИНА. И по сегодняшний день это единственное вино, обладающее сильным ароматом и привкусом смолы (рецина в переводе с греческого - смола). Название связано с древней традицией герметически закупоривать амфоры с вином смесью гипса и смолы. Так вино дольше хранилось и впитывало запах смолы. В наше время смолу специально добавляют в это вино на стадии брожения.

Правильнее сказать, что Рецина не относится к категории вин. Это белый или розовый напиток крепостью 11,5 градусов для повседневного употребления. Пьется охлажденным, подается к закускам.

В Древней Греции культивировалось 150 сортов винограда, приспособленных к различным почвам и климатическим условиям. Греки предпочитали темное густое красное вино. В больших сосудах (пифосах) его на шесть месяцев ставили в погреба - сбраживать. Потом вино закрепляли изюмом, который всегда имелся в изобилии, или медом.

Лучшими считались самосские и родосские вина. Ненамного уступали им и вина с островов Хиос и Лесбос. И по сей день особенно славится терпкое вино с острова Санторин (Тира) из винограда, возделанного на вулканическом пепле. В бокале доброго греческого вина - глоток солнца и моря, дурман тысячелетий и привкус вечной тайны Эллады.

Уже в древности существовало огромное разнообразие греческих вин, начиная от легких белых, сладких или сухих, до розовых и красных, полусладких и сладких. Каждый город-полис производил собственные вина.

В Древней Элладе выращивали и изюмные сорта винограда, а греческий изюм с тех времен и до нашего времени всегда признают лучшим в мире.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Рецепты. Кондитерская. Рестораны. Мясо. Фрукты и овощи