Рецепты. Кондитерская. Рестораны. Мясо. Фрукты и овощи

Основными принципами здорового питания школьников являются соблюдение простых правил - придерживаться норм содержания необходимых витаминов и микроэлементов, учитывая особенности детского организма.

Нормы питания детей школьного возраста

Сбалансированность - пропорциональное соотношение питательных веществ. Кроме того, это не означает, что нужно быть обеспокоенным лишь правильным употреблением жиров, белков и углеводов, но что крайне важно, витаминов, минералов, некоторых жирных кислот и микроэлементов.

Идеальные нормы соотношения жиров, белков и углеводов в пище ребенка – 1: 1: 4.

Еда для ребенка 7 – 10 лет по калорийности не должна превышать 2400 ккал, и не более 2600 – 3000 ккал для подростка 14 – 17 лет. В том случае, когда ребенок при этом еще и занимается спортом, лучше дополнительно увеличить ее еще на 300 – 500 ккал.

Рациональное питание детей школьного возраста

Оптимальность. Это означает, что в промежутке между потреблением и расходом питательных веществ должен существовать определенный баланс. Их расход обусловлен личными потребностями каждого ребенка индивидуально, ростом и развитием его организма, физическими и эмоциональными нагрузками.

Белки. Лучше всего усваиваются детским организмом, а значит и более ценными являются белки рыбного и молочного происхождения. Далее идут мясной белок и белки растительного происхождения.

Ежедневная норма белка для школьника – 75 – 90 г.

Для этого в рацион школьника стоит включить следующие продукты: или продукты кисломолочного происхождения, мясные продукты.

Жиры. Они содержатся в таких продуктах, как , или сметана, а также в рыбе, и молоке. усваиваются лучше животных и к тому же содержат важнейшие для растущего организма жирорастворимые витамины и жирные кислоты.

Суточная норма жиров – до 80 – 90 г.

Главный источник энергии любого организма – углеводы. Самые полезные те углеводы, в которых содержатся не перевариваемые пищевые волокна.

Ребенку в сутки достаточно употребить углеводов не более 300 – 400 г.

К продуктам, содержащим углеводы можно отнести: , крупы, сахар.

Микроэлементы. В рационе детей непременно должны быть продукты питания, которые бы содержали такие вещества, как йод, железо, фтор, селен, медь, кобальт и многие другие.

Современный ребенок школьного возраста, по мнению специалистов, должен есть не менее четырех раз в день.

При этом дети часто не хотят есть черный хлеб, предпочитая ему белый. Родителям стоит приучить их к тому, что на самом деле черный хлеб гораздо полезнее. Чай же лучше всего употреблять некрепким.

Особенности питания детей школьного возраста

Количество жидкости, необходимое для питья, может колебаться в зависимости от времени года.

Но стоит помнить, что потребность в воде для ребенка в 3-4 раза выше, чем для взрослого человека, а значит сильно ограничивать употребление жидкости не стоит.

И, тем не менее, стоит помнить, что злоупотребление жидкостью может вымывать из организма ребенка витамины и минеральные соли. Некоторые из детей просят попить перед едой, а другие – во время.

Последнее может быть связано с сухостью слизистой оболочки, из-за чего пища не может в достаточной мере смачиваться слюной. Поэтому отказывать в такой просьбе ребенку не стоит, просто проследите, чтобы пил он немного и небольшими, короткими глотками.

Чуть чаще им предлагают попробовать , или зеленый салат. А тем временем даже в зимнее время детский организм испытывает огромную потребность в сырых растительных продуктах, обладающих большой ценностью.

Которая заключается не только в растительных белках, углеводах и минеральных солях, о которых знают практически все, но и во многих других не менее полезных веществах, которые препятствуют развитию гнилостных бактерий в кишечнике.

Летнее время приносит и свои изменения в характер правильного питания детей. Высокая температура угнетает производство пищеварительных соков, моторику желудка, и, как результат, аппетит ребенка в целом.

Зная это, в летнее время стоит снижать калорийность питания.

Для возбуждения аппетита первыми стоит подавать холодные овощные или фруктово-вегетарианские блюда. Не стоит также подавать пищу чрезмерно горячей или холодной. К тому же, не менее важно для облегчения процесса приема ребенком пищи постоянно соблюдать режим в вопросах еды.

Все без исключения мамы волнуются за своих чад и их питание в школе. Ведь школьники проводят большую часть дня в учебных заведениях. Все мамы задаются вопросом: хороши ли , и не страдает ли их ребенок от недостатка питательных веществ и витаминов, получаемых со столовской едой? А может лучше дать школьнику с собой домашней еды? И что в таком случае дать?

Сайт для мам как никакой другой понимает переживание родителей по поводу . Именно поэтому сегодня мы отвечаем на вопросы: «Что должен есть ребёнок для эффективного питания организма?», «Каким должно быть его питание в школе? ».

Питание в школе

Школьные обеды и завтраки – это не только важная составляющая часть дневного рациона ребенка, но и основа его физического и интеллектуального развития.

Дети школьного возраста расходуют огромное количество энергии на учебу и получение знаний, усвоение учебного материала и выполнение домашних заданий, беготню и игры в перерывах между уроками.

Поэтому потребность их организмов в основных пищевых веществах и дополнительных источниках энергии остается достаточно высокой и обусловливается такими физиологическими и биохимическими особенностями:

  • Ускоренный рост и развитие.
  • Дифференцировка различных органов и систем (в особенности центральной нервной системы ).
  • Напряженность метаболических процессов.

Школьные обеды в столовой в силу своей не всегда способны помочь детям в получении в достаточной мере всех необходимых и жизненно важных элементов (растительные и животные жиры, белки, углеводы ). Ведь далеко не везде четко соблюдается дифференцированный подход к питанию в зависимости от вида деятельности ребенка.

Так, для школьников, обучающихся в специализированных школах (с математическим уклоном, с углубленным изучением иностранных языков, спортивных и др. ) с повышенной умственной или физической нагрузками, общая калорийность рациона питания должна быть в среднем на 10 процентов больше от их возрастной нормы.

Да и сами дети (особенно ) часто не готовы кушать в школьных столовых непривычную для них еду, даже если кормят там достаточно вкусно и правильно. А ведь малыш должен есть с аппетитом , дабы еда усвоилась полностью и принесла ему пользу.

Так может, стоит заменить еду из столовой домашним бутербродом собственного приготовления, фруктами или овощами? Что давать ребенку с собой? Что включать в школьный обед вашего малыша?

Но прежде мы расскажем о том, каким должно быть питания ребенка.

Питание детей в школе. Каким оно должно быть?

Самым важным аспектом питания детей является установленный режим , зависящий не от прихоти ребенка или его родителей, а от учебного процесса и нагрузки малыша.

Наиболее целесообразным считается следующий режим питания :

  • Первый прием пищи — в 8.30 утра.
  • Второй прием пищи — в 12-13 часов дня.
  • Третий прием пищи — в 15. 30 — 16 часов дня.
  • Четвертый прием пищи — в 19 часов вечера.

Причем завтрак и ужин (первый и четвертый приемы пищи ) обязательно должны составлять по 25 процентов от суточной калорийности.

Если школьник занимается в первую смену , то в период с 11.30 до 12 часов дня, т.е. во время большой перемены, он должен съедать полноценный второй завтрак (15 процентов от суточной калорийности ), а обед — дома в 15.30- 16 часов (35 процентов от суточной калорийности ).

Если ребенок занимается во вторую смену , то обед он должен съедать дома в период с 12.30 до 13 часов дня, перед уходом в школу, а в 16 часов – полдник, уже в школе.

Дети, остающиеся в школе на продленку , должны получать, кроме завтрака, еще и обед (35 процентов калорийности ).

Правила питания детей в школе

Важно соблюдать такие правила питания детей в школе:

1. Каждый прием пищи ребенка в школе должно включать основные четыре группы продуктов :

  • белковая пища (рыба, мясо ),
  • злаки (каша, хлопья ),
  • молочные или кисломолочные продукты,
  • фрукты или овощи.

И уже исходя из этих потребностей следует компоновать завтраки и обеды ребенка.

2. Понятное дело, что не все малыши будут съедать бутерброды из цельнозернового хлеба и нежирного сыра только потому, что они «ужасно полезные ». Ведь рядом Маша кушает чипсы, колбасу и запивает все это «вкусное » дело кока-колой. Как быть в этой ситуации? Мы рекомендуем заинтересовать ребенка едой . Постарайтесь включать в его обеды только те полезные продукты, которые он любит и точно будет есть.

Сэндвич — самый оптимальный вариант. Он не только легок и быстр в приготовлении, но и позволит развернуться вашей широкой фантазии. Вложите в него кусочек паприки или другой «особенно любимый » овощ своего ребенка, вместо джема используйте нарезанные бананы или мед – малыш обязательно оценит необычность кулинарного шедевра.

В качестве гарнира можно применить кукурузу, помидоры или листы салата. На десерт идеально подойдут: йогурт, кефир, молочный коктейль, фрукты, цукаты, сухофрукты, мюсли, орехи.

3. Обед в форме игры . Хотите заинтриговать ребенка? Вложите в контейнер с домашней едой маленький сюрприз (игрушка, сувенир, записка ). Сделайте каждый прием пищи для ребенка увлекательной игрой, всегда удивительной и полной приятных неожиданностей – его интерес к поглощению еды возрастет во сто крат (проверено и доказано многими супермамами 🙂).

Полноценное питание в школах является залогом нормального умственного и физического развития ребенка. В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» данные учреждения обязаны обеспечивать учащихся полноценными завтраками и горячими обедами. Питание в школах строго регламентируется санитарными правилами и нормами - оно должно быть сбалансированным (оптимальное соотношение белков, жиров и углеводов), комплексным. Кроме того, вместе с пищей ребенок должен получать не только питательные вещества, но и витамины и минералы.

Требования к организации питания

Многочисленные наблюдения показали, что ребенок, получающий сбалансированный завтрак и обед, меньше устает, у него хорошая успеваемость, и дольше сохраняется высокий уровень работоспособности. Поэтому организация питания в школе должна быть построена так, чтобы охватить 100% обучающихся. Поскольку основное время ребенок находится на занятиях, то завтраки и обеды должны покрывать его потребности в энергии. Например, дети младших классов тратят в день около 2500 Дж, среднее и старшее звено - 2900 Дж. Эти затраты должны полностью покрываться за счет завтраков и обедов. При длительном пребывании детей в школе их дополнительно необходимо обеспечивать полдником.

Обеденный зал должен хорошо освещаться и отапливаться. Обязательно наличие достаточного количества мебели. Шумы и запахи из производственных помещений и пищеблока не должны попадать в столовую. Приветствуется художественно-эстетическое оформление зала, хорошо, если есть стенды с информацией о здоровом питании. У ребенка при входе в столовую должен пробуждаться аппетит, это способствует подготовке организма к приему пищи и хорошему пищеварению.

Предпочтение следует отдавать стеклянной и фарфоровой посуде. Запрещается использование пластмассовых и эмалированных тарелок, кружек.

Каким должен быть завтрак и обед

Согласно санитарным требованиям и нормам завтрак должен включать в себя закуску (салаты), горячее блюдо (как правило, это молочные каши, супы, омлеты, сырники и запеканки) и горячий напиток (чай, какао, компот). Обед же должен состоять из закуски, первого блюда (супа), второго (рыба или мясо с гарниром из овощей или круп) и третьего (сладкий чай, кисель, компот). В полдники рекомендуется включать булочки и кисломолочные напитки или молоко. Кстати, в большинстве регионов нашей страны дети (независимо от льготной категории) бесплатно обеспечиваются молоком и булочкой.

Организация питания в школе предусматривает приготовления, такие как варка, запекание, тушение. Они направлены на максимальное сохранение питательных веществ и витаминов в пище. Жарение не допускается. Рекомендуется составление разнообразного и сбалансированного меню на 12 дней.

Кому положено бесплатное питание

Горячее питание в школах должны получать все учащиеся с 1 по 11 класс. Несмотря на это многие родители не имеют возможности оплачивать школьные завтраки и обеды. Некоторые категории детей могут получить бесплатное питание в школе. Льготой могут воспользоваться многодетные и Таковой считается семья, в которой 3 и более детей возрастом до 18 лет. Если ребенок совершеннолетний, но он является студентом образовательного учреждения, семья носит статус многодетной до момента окончания им учебы. Малообеспеченной принято считать семью, среднемесячный доход на одного члена в которой не превышает установленной законодательством суммы.


В каждом регионе устанавливается свой "потолок". Например, если на одного человека в среднем в месяц приходится 4500 рублей, а регионом установлен лимит в 5000 рублей - то дети из такой семьи могут бесплатно питаться в школьной столовой.

Кроме этого, льготное питание в школе могут получить сироты, инвалиды, а также дети, оказавшиеся в трудных жизненных условиях.

Какие документы нужно собрать

Чтобы получить бесплатное питание в школе, родителям придется собрать определенный пакет документов и направить его в отдел социальной защиты. В каждом регионе свой перечень, в большинстве случаев требуют:



Если семья признана малообеспеченной, то дополнительно к вышеперечисленным документам необходимо предоставить справку о доходах каждого родителя за последние 3 месяца (в некоторых случаях за 6 месяцев). Льготы на питание в школах предоставляются органами социальной защиты. Однако документы могут потребовать и в самом образовательном учреждении. Кроме всего прочего, так же необходимо написать заявление на питание в школе.

Какие документы нужно собрать для сирот и инвалидов

Дети, оставшиеся без попечительства родителей, также могут получить бесплатное питание в школах. В таких случаях написать заявление должен законный опекун.

Если ребенок - инвалид, он также может бесплатно питаться в школе. В этом случае к бланку заявления дополнительно прикрепляется справка, подтверждающая инвалидность.

Как поступить родителям в трудной жизненной ситуации

Особой категорией считаются дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. По сути, официального подтверждения этому нет, поэтому здесь статус должен определить классный руководитель. Родители сами должны объяснить учителю, по какой причине их семья оказалась в такой ситуации, и почему оплата питания в школе стала невозможной. Затем классный руководитель должен обследовать жилищные условия семьи и составить об этом акт.


Далее документ направляется в органы социальной защиты, там принимается соответствующее решение, и в образовательное учреждение направляется ходатайство о льготном питании ребенка. Здесь стоит отметить, что такой льготой можно воспользоваться только в течение одного года.

Оплата питания в школе - нюансы

Закон определяет сумму на оплату и она меняется каждый год. И если стоимость завтрака или обеда превышает лимит, прописанный в законе, родителям предлагают компенсировать эту разницу за свой счет. Если они против дополнительного сбора денежных средств, в таких случаях составляется отдельное меню, как правило, оно в разы уступает по качеству сбалансированному обеду.

Частично оплачивать льготное питание в школе может и местный бюджет, но и здесь каждое отдельное муниципальное учреждение принимает свое решение. Кроме этого, как уже было сказано выше, дети младших классов дополнительно могут обеспечиваться булочкой и кисломолочным напитком.

Со школьными столовыми у людей возникают разные ассоциации. Обычно школьную еду вспоминают с ностальгией, или же, наоборот, когда встречаются с невкусной едой. Но мы ведь хотим, чтобы наши дети были здоровыми и ели вкусную еду. Как это можно обеспечить? Но сперва нужно понять, как организовано питание в школе.

В данной статье вы узнаете:

1) Какой должна быть школьная столовая в идеале (по СанПин)?
2) Какова школьная столовая на самом деле?
3) Почему ребёнок отказывается есть в школе?

Стандарт СанПиН и как организовано питание в обычной школе?

Мы здесь не будем рассматривать какие продукты допускаются, как должен выглядеть работник кухни и т.д. Всё-таки это не компетенция школьного учителя. Все эти вещи, думаю, хорошо проверяются. Нам ведь важнее сама организация питания . Рассматривать будем на примере моей бывшей школы, которая по престижности себя представляла на первом месте после лицеев и гимназий. Что предусматривает САНПИН (САНитарные Правила И Нормы) :
Зелёным цветом выделим соблюдение правил СанПиНа, красным – несоблюдение, оранжевым — небольшие отклонения от правил. Оцените свою школу по этим параметрам.

1. При обеденном зале столовой устанавливают умывальники из расчета 1 кран на 20 посадочных мест. Рядом с умывальниками следует предусмотреть установку электрополотенца (не менее 2) и (или) одноразовые полотенца.

Одноразовые полотенца в школе устанавливать нет смысла. Дети ведь растащат из шалости всё за 5 минут. А вот электрополотенца (в народе «сушилки») присутствуют.

2. Для обучающихся образовательных учреждений необходимо организовать двухразовое горячее питание (завтрак и обед). Для детей, посещающих группу продленного дня, должен быть организован дополнительно полдник.

Двухразовое питание было обеспечено для учащихся 1-4 классов и бесплатное. Для остальных формально оставались и завтраки и обеды, но выбрать предлагалось что-то одно. Для продлёнки полдник обеспечивался.

3. Отпуск горячего питания обучающимся необходимо организовывать по классам (группам) на переменах, продолжительностью не менее 20 минут, в соответствии с режимом учебных занятий.

Всё по СанПиНу. У нас были даже две таких перемены, но здесь есть и свои минусы, о которых я напишу ниже.

4. За каждым классом (группой) в столовой должны быть закреплены определенные обеденные столы.

Делается это для того, чтобы не было споров за столы. И этот пункт у нас учтен.

5. Организацию обслуживания обучающихся горячим питанием рекомендуется осуществлять путем предварительного накрытия столов и (или) с использованием линий раздачи.

Предварительное накрытие столов (сервировка) может осуществляться дежурными детьми старше 14 лет под руководством дежурного преподавателя.

Кто должен накрывать на стол?

В нашей школе накрывали столы сотрудники столовой . Если в вашей школе столы накрывают учителя — это неправильно. В должностной инструкции педагога указаны только обязанности, связанные с обучением, воспитанием, сохранением здоровья детей (сюда входит дежурство в столовой, но не накрывание и уборка столов!).

Плюсы данного способа раздачи : дети не отвлекаются от уроков, приходят и сразу можно поесть.
Минусы : так как никто не охраняет порции, то некоторые ученики прибегают к воровству.
Для меня всё же предпочтительнее второй способ накрывания столов, когда этим занимаются сами дети , а лучше, если ещё и с помощью работников столовой. Пусть дети немного раньше уйдут с урока, но зато будут сыты. Из-за проблемы воровства иногда мои дети уходили голодными, поэтому такая проблема требует решения. Возможно, с помощью родительских идей.

Ещё в нашей школе в столовой дежурили , но привлекали, в основном, молодых. Сами понимаете, такое дежурство не совсем эффективно. Особо наглые старшеклассники, порой будучи в два раза выше молоденькой учительницы, вряд ли трезво отреагируют на замечание взрослых.

6. Не разрешается привлекать обучающихся к работам, связанным с приготовлением пищи, чистке овощей, раздаче готовой пищи, резке хлеба, мытью посуды, уборке помещений.

Нелюбимое дело почти всех учеников – вытирать столы. Тем более все хулиганы, как правило, первыми разбегаются, и приходится вытирать оставшимся, хоть они и в десятый раз дежурные. Я ничего не вижу плохого в том, что дети должны убирать за собой (ведь родители часто дома сами все делают за детей – ай-яй-яй), но здесь нужно делать мотивацию, а у нас всё время приходится принуждать. Ушла советская школа, а вместе с ней и дисциплина.
В нашей школе убирались дети, но они халтурили. Всё равно работали в большей степени работники столовой.

7. Должен быть обеспечен свободный доступ обучающихся к питьевой воде в течение всего времени их пребывания в образовательном учреждении.

Тоже проблема многих школ. В начальной с этим проблем не бывает. Дети учатся в одном кабинете, никто посторонний не ходит. Поэтому заказывают бутилированною воду. Как только класс переходит в среднее звено – начинаются проблемы. За учебный день через прикрепленный кабинет проходит большое количество учеников. Естественно, родители не захотят платить за воду, выпитую не их детьми.
Школа пытается решить эту проблему, размещая в столовых бутыли с водой, но она быстро заканчивается. Где-то есть фонтанчики. На мой взгляд, это более рациональное решение.

Подведем промежуточный итог. Из семи пунктов три жёлтых, четыре зеленых. Школа старается соблюсти все правила так, чтобы и СанПиН был «доволен», и родители не имели претензий.

Ну, а теперь обратимся к главному объекту, пользователю школьной столовой – учащемуся .

Почему ребёнок отказывается есть в школьной столовой?

Ребенок хочет чипсы, сухарики, газировку, сладкое. В общем, всё то, что в школе давать нельзя. Почему он меняет на эти продукты горячее школьное питание ?

  • в школе невкусно кормят (к сожалению, проблема многих школ). Иногда дело в предпочтениях, но когда в классе, состоящем из 30 человек, организованно едят только человека 3-5, на мой взгляд, школе необходимо что-то предпринять. Я это констатирую не по своему опыту, многие мои ученики говорили, что не хотят есть в столовой, потому что им невкусно, или они находили даже подозрительные предметы в еде;
  • дорого . Младшие школьники на этот критерий вряд ли отреагируют, они пока не знают цену деньгам. А вот старшие могут так сказать и приносить еду с собой (оптимальное решение для ребенка, если он не хочет есть в столовой);
  • ребенок может жульничать , и, если ребенка не контролируют родители, не сдавать деньги на питание, а тратить их на вредную еду и всякие безделушки.

Если одна или несколько из этих проблем присутствует, и ваш ребенок отказывается питаться организованно в школе, то это следовало бы обсудить с родительским комитетом и классным руководителем. Возможно, вынести потом на уровень школы. Более подробно эта проблема освещена .
Для чего это нужно сделать? Чтобы уберечь желудки и здоровье наших детей, дабы они не заработали себе болезней еще в школе. Будьте внимательны к питанию вашего ребенка в школе, тогда и хорошие оценки не заставят себя ждать.

Ваши отклики и комментарии жду внизу.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Рецепты. Кондитерская. Рестораны. Мясо. Фрукты и овощи