Рецепты. Кондитерская. Рестораны. Мясо. Фрукты и овощи

Натуральную пробку делают из коры двух видов дуба - пробкового (Quercus Suber) или западного (Quercus Occidentalis). Именно из коры, а не из древесины. Для экологически ответственных читателей заметим, что после снятия коры деревья не погибают и через несколько лет на них нарастает более ровная кора, поэтому производство натуральных пробок не наносит никакого вреда окружающей среде.

Каковы преимущества натуральной пробки? Её можно красиво открыть с «характерным» звуком - раз. Легко утилизировать (опять же, не нанося вред окружающей среде) - два. Но самое главное - натуральная пробка пропускает внутрь бутылки микроскопические доли кислорода, которые дают вину «дышать», развиваться, «взрослеть» и созревать, и, вместе с тем, предохраняет его от интенсивного «общения» с воздухом (иначе бы оно быстро испортилось). Поэтому натуральная пробка - зачастую единственный возможный вариант для «сложных», выдающихся вин с большим потенциалом развития.

А кроме того, натуральная пробка - это традиция. Вот как об этом рассказывает Луис Константин Гунтрум, владелец винного хозяйства Lois Guntrum (регион Рейнгессен, Германия), существующего с 1648 года: «Для наших лучших вин мы не решаемся использовать никакие другие способы укупорки, кроме натуральных пробок, - объяснил он. - Дело в том, что наши потребители предпочитают классические вина в традиционных бутылках. И если в случае со столовым вином, которое они пьют за обедом каждый день, ещё возможны какие-то новшества, то на праздничном столе никакие сюрпризы не приветствуются. Кроме того, некоторые наши покупатели при распитии бутылочки-другой в честь какой-то даты, например помолвки, рождения ребенка или годовщины свадьбы, сохраняют пробку на память. Кусочек алюминия в таком случае неуместен и может лишь испортить праздник».

Однако у натуральной пробки есть свои проблемы. Если бутылка с натуральной пробкой транспортируется или хранится в вертикальном положении, пробка пересыхает, и вино постепенно портится. Так что для вин, которые могут больше месяца простоять на полке в супермаркете, такая пробка, к сожалению, не слишком подходит.

Но главная проблема - так называемый «дефект пробки», из-за которого испорченными оказываются в среднем около 3% всего вина в мире. Дело в том, что в пробковой коре содержится трихлоранизол - вещество, которое может придать вину характерный запах плесени. Имейте в виду: винодел обязан заменить бутылку с испорченным вином на другую и, кроме того, взять на себя все расходы по пересылке. По разным оценкам, ежегодно винные дома теряют из-за дефекта пробки около 10-15 миллиардов долларов.

Владелец именитой компании Domain Laroche (Шабли, Франция) Мишель Ларош как-то признался: «Дефект пробки губит лучшее вино нашего хозяйства. При этом существенных различий между винами, закрытыми разными видами пробок, я не вижу».

Какие существуют альтернативы классической пробке?

Прессованные пробки делают из «обрезков», оставшихся от цельных натуральных пробок: их измельчают, смешивают с парафином, пищевым силиконом и полиуретановым клеем и формируют пробки. Какие у них плюсы? Дешевизна и сходство с натуральной пробкой.

Однако прессованная пробка не даёт вину развиваться. А при выдержке вина более года может испортить его вкус. Именно поэтому прессованными пробками обычно закупоривают лишь недорогие столовые вина без потенциала выдержки более двух лет в бутылке.

Синтетические пробки из мягкого термопластика используют многие виноделы Нового Света, а также некоторые итальянские и французские производители столового вина.

Главный плюс синтетической пробки - её дешевизна. Главный недостаток гораздо серьёзнее: синтетические пробки нередко пропускают внутрь бутылки воздух, из-за чего вино может испортиться.

Пластиковыми пробками закупоривают недорогие игристые вина некоторые производители России, Украины, Молдавии, Болгарии и Венгрии. Они также очень дешёво стоят, однако открывать закупоренные ими бутылки зачастую довольно сложно.

Стеклянные пробки в последние годы стали невероятно популярны у производителей Австрии, Германии, Италии.

Стеклянная пробка - самая эстетичная и привлекательная во многих отношениях альтернатива натуральной пробке. Внутренняя поверхность такой пробки обтянута прозрачным пластиком, который обеспечивает герметичность укупорки.

Существенный минус стеклянной пробки - её высокая цена. Кроме того, вино в бутылке со стеклянной пробкой развивается не так интенсивно, как в бутылке с натуральной.

Винтовые алюминиевые пробки многие виноделы считают наиболее перспективными: их легко открывать, они довольно дёшевы, да и никакие «дефекты пробки» вину не страшны. Винтовые пробки делают из сплавов на основе алюминия и снабжают прокладкой из пластика. Их применяют не только производители столовых вин, но и многие виноделы высочайшего класса, например некоторые топовые Дома Испании.

Впрочем, законодательство некоторых стран не позволяет производителям топовых вин переходить на новый вид укупорки. Например, известная итальянская компания Allegrini (регион Венето) в своё время была вынуждена отозвать партию Valpolicella Classico, закрытую винтовыми пробками, поскольку это противоречит существующему закону об итальянских винах DOC (наименований, контролируемых по происхождению). Перелить вино в бутылки с другой укупоркой было уже невозможно, поэтому производителям пришлось переклеить этикетки, убрав слово Classico и оставив лишь Valpolicella, то есть понизить статус вина и, соответственно, его цену.

Так какая же пробка предпочтительней?

Всё зависит от типа вина.

Столовые вина вполне могут быть закрыты любыми пробками, и винтовая пробка даже предпочтительнее, если вино хранится стоя, а не лежит на полке.

Многие качественные вина лучше всего сохранятся под стеклянной пробкой, особенно если бутылки перевозят в ветикальном положении.

Что же касается топовых вин с потенциалом длительного созревания - здесь не обойтись без натуральной пробки , благодаря которой вино будет «дышать» и развиваться.

Продолжаю серию заметок о мифах, распространенных среди покупателей. И если предыдущие заметки были посвящены мифам о продуктах питания, то теперь будет несколько заметок, в которых развенчиваются мифы о вине. Их тоже, к сожалению, немало. Стоит подчеркнуть, что нумерация мифов (миф №1, №2 и т.д.) обусловлена не каким-то особенными причинами - вроде того, что этот миф самый распространенный или самый злостный. Мифы нумеруются исключительно в соответствии с порядком, в котором я о них вспоминаю.

Сейчас всё чаще встречается вино не со стандартной пробкой, а с простой металлической винтовой крышкой. Некоторые считают, что наличие такой винтовой крышки - явный признак недоброкачественного, плохого вина. Однако это совсем не так. Металлические крышки сейчас набирают популярность среди производителей вина благодаря простоте использования, практичности и «иммунитету» к заболеваниям пробки («корк»). Такими крышками закрывают бутылки с вином многие австралийские, чилийские, аргентинские, немецкие, швейцарские, австрийские хозяйства. И даже французские теперь не являются исключением!

Вот основные преимущества металлических винтовых крышек для покупателей:

  • Чтобы открыть бутылку, не требуется штопор (либо пробочник).
  • Бутылка открывается быстрее и легче (важно, например, для женщин).
  • На поверхности крышки не может появиться ТСА (трихлоранизол) / плесневый грибок, который негативно влияет на вино.
  • Крышка при открытии не может быть повреждена (в отличие от пробки).

Вот основные преимущества корковой пробки:

  • Вино «дышит» и, как предполагают, в долгосрочной перспективе лучше развивается под традиционными пробками; соответственно, вина, которые предназначены к длительной выдержке, лучше закрывать корковыми пробками (хотя могут быть и исключения).
  • Эстетизм и красота, символ традиции и всего такого.

В настоящее время пока только около 5% всех вин закрывается винтовыми «пробками». Но многие считают, что их доля будет расти. Более того, ведущие винные критики - Хью Джонсон и Роберт Паркер - выступают в поддержку использования винтовых крышечек. Так что наличие металлической крышки на бутылке с вином - не повод для отказа от покупки, хотя, конечно, и не явный аргумент в её пользу.

Первыми винными пробками служили кусочки деревяшек, замазанные глиной или залитые смолой. Ими закрывали горлышки глиняных сосудов, часто от намокания они набухали и разрушали хрупкую глину. Столь примитивная пробка не закупоривала сосуд герметично, а скорее препятствовала расплескиванию вина .

Интересно, что название хорошей укупорки — герметичная, происходит от имени бога Гермеса, который, согласно древнегреческой мифологии, как никто другой мог плотно закрыть сосуд с вином. Позже для изготовления винных пробок финикийцами, а затем и римлянами стала использоваться кора пробкового дуба. Она было более эластичной, нежели дерево, и прекрасно справлялась с задачей избежать попадания воздуха в сосуд с вином.

Свое широкое применение традиционные пробки нашли лишь, когда на смену амфорам и сосудам из глины для хранения вина пришли стеклянные бутылки.

Материалы и технологии

В настоящее время сырье и технологии для создания винных пробок претерпели существенные изменения. Производители предлагают множество пробок, различающихся по форме, материалу и происхождению.

Сегодня в качестве материала для изготовления винной пробки используется:

  • Кора пробкового дуба
  • Пластик и синтетические материалы
  • Алюминий
  • Стекло

Традиционная пробка

Натуральные винные пробки производят из коры пробкового дуба, произрастающего на территории Португалии, Испании, Франции, Италии, Марокко, Туниса и Алжира.

В зависимости от структуры, корковые пробки разделяют на 7 сортов:

  • Натуральные делят на стандартные (4 и 5 сорт), высококачественные (2 и 3 сорт) и экстра (1 сорт);
  • 6 и 7 сорт подвергают кольматированию;
  • отходы коры дуба, оставшиеся от изготовления натуральных пробок, идут на производство агломерированных пробок.

Натуральные пробки вырезают из цельного куска коры, они не имеют сквозных отверстий, трещин и других мелких дефектов. Стоимость такой пробки довольно высока, поэтому ими укупоривают лучшие марочные и коллекционные вина мира.

Пробки, имеющее дефекты подвергают кольматированию — это процесс заполнения пустот смесью пробковых микрогранул, латекса и пищевого клея. Пробки, обработанные таким образом по своим свойствам значительно хуже натуральных, но все же широко используются для укупорки столовых и ординарных вин.

Агломерированные пробки — наименее качественные из корковых. Они изготавливаются путем спрессовывания обрезков коры, смешанных с пищевым клеем. Пробки формуют, а после просушки и шлифовки наносят логотип и покрывают пищевым силиконом. Их в основном применяют для укупорки недорогих ординарных вин сроком хранения не более года. Агломерированные пробки могут быть окантованы с торцов дисками из натуральной пробки, чтобы снизить контакт вина с агломератом. Их применяют для укупорки вин со сроком хранения более года.

Еще один тип агломерированных пробок — гранулированные . По сравнению с обычными пробками из агломерата, они изготавливаются из более мелких спрессованных гранул коры с добавлением натуральных связующих компонентов. Их используют для вин с коротким и средним сроком хранения.

Пластиковая пробка

Пробки из синтетических материалов недороги в производстве и очень плотно закрывают бутылку, но не дают вину «развиваться» в отличие от натуральной пробки. И хотя все больше виноделов отдают предпочтение пробкам из пластика, чаще всего ими укупоривают недорогие столовые и ординарные вина с небольшим сроком хранения.

Зачастую, открыть бутылку с пластиковой пробкой довольно сложно. Это также не добавляет им популярности.

Винтовые алюминиевые колпачки считаются наиболее перспективной альтернативой натуральной пробке. Их легко открыть, они не подвержены грибковым болезням и позволяют легко закрыть недопитое вино.

Материалом изготовления для винтовых пробок служит алюминий с прокладкой из пластика.

Сейчас винтовые пробки применяют не только производители недорогих вин, но и виноделы высочайшего класса.

Несмотря на хорошие свойства алюминиевых колпачков, законодательство некоторых стран, в том числе Италии, не позволяет применять винтовые пробки для вин наивысшего сорта, отдавая предпочтение натуральной корковой пробке.

Менее распространенная, но, пожалуй, самая эстетичная из искусственных пробок — стеклянная. Внутренняя поверхность ее обтянута прозрачным пластиком, что обеспечивает хорошую плотность укупорки. К недостаткам стеклянной пробки можно отнести высокую стоимость, кроме того вино под ней развивается не так интенсивно, как под натуральной.

Наибольшей популярности пробки из стекла достигли в Австрии, Германии и Италии.

Надписи на пробках

Зачастую, пробка может рассказать о вине не меньше, чем этикетка. Основное требование к надписям на пробке, какой бы она ни была — соответствие информации о вине на этикетке.

Если при покупке вина возникают сомнения в его подлинности, стоить обратить внимание на информацию на пробке — в отличие от этикетки, заменить пробку на бутылке с вином весьма затруднительно.

Пробка из натуральной коры может содержать различную информацию:

  • регион (апелласьон), где произведено вино;
  • год урожая (обычно указывается на торцевой части пробки);
  • название и расположение предприятия, осуществившего розлив (не всегда совпадает с производителем);
  • название изготовителя пробки.

Пробка может рассказать не только о происхождении вина, но и о его состоянии.

Хорошая пробка пахнет вином и сухой древесной корой, она упругая, не намокшая и не пересохшая. След от вина может достигать от нескольких миллиметров снизу пробки до ее середины. Полностью намокшая пробка свидетельствует о негерметичности укупорки.

Что лучше?

Производители искусственных пробок утверждают, что вино под ней развивается и хранится ничуть не хуже, чем под натуральной. Исследования говорят об обратном, и разница между традиционной и альтернативной пробкой существенна.

Натуральная пробка позволяет вину «дышать». Считается, хотя и не доказано, что кислород участвует в процессе созревания вина, дополняя букет особым образом.

Вино под натуральной пробкой может храниться десятилетиями. При этом бутылку хранят так, чтобы вино контактировало с пробкой, не позволяя ей высыхать.

К сожалению, у натуральных пробок есть существенный недостаток: грибковая болезнь. От 1 до 3% пробок оказываются зараженными грибком, который способен испортить вино своим затхлым привкусом. Пластиковые и алюминиевые пробки лишены этого недостатка, впрочем, как и способности долго сохранять вино, давая ему «дышать» и развиваться.

Говорить о достоинствах той или иной пробки можно только учитывая ее назначение.

Так, для укупорки недорогих ординарных вин подойдут как пластиковые, так и недорогие агломерированные пробки или винтовые из алюминия. Срок хранения ординарных вин обычно составляет не более двух лет, а вкус не подвержен заметным изменениям в процессе хранения. Вина среднего ценового сегмента могут быть укупорены пробкой из стекла или алюминия. Реже — натуральной.

Для укупорки дорогих марочных вин применяют исключительно натуральные пробки наивысшего сорта. Помимо своих упаковочных свойств, натуральная пробка придает определенный шарм самому процессу откупоривания бутылки.

Вопрос о том, какая же пробка лучше всего, пока что остается без ответа. Производители экспериментируют с формой и материалами, пытаясь найти баланс между традициями и требованиями современности, потребители теряются в разнообразии колпачков, а эволюция винной пробки все еще продолжается.

Сделать правильный выбор среди огромного разнообразия вин поможет наш каталог . Весь представленный на сайте алкоголь можно купить оптом по привлекательной цене.

Принято считать, что натуральная корковая пробка - залог качества вина и чем пробка на бутылке добротнее, тем лучше само вино. А вино, закупоренное пластиковой и винтовой пробкой, априори не воспринимают всерьёз. Правильно ли это? О чём действительно говорит закручивающаяся пробка и в каких случаях использование самой дешёвой, пластиковой, оправданно? В чём преимущества и недостатки разных пробок? Разбираемся вместе с винным экспертом Антоном Обрезчиковым и австралийским виноделом Рональдом Брауном.

Антон Обрезчиков

винный эксперт

Антон Обрезчиков: Главное достоинство натуральной корковой пробки заключается в том, что она укупоривает вино и в то же время даёт ему дышать. К сожалению, пористая структура пробки также становится причиной проблем.

Рисков, связанных с корковой пробкой, не так уж много в количественном смысле, но урон от них существенен: нижний порог потерь в 5 % для вин с натуральной пробкой указывают почти все эксперты. Во-первых, есть такая штука как 2–4–6 трихлоранизол, соединение, также известное как ТСА, отвечающее за появление в вине так называемого «запаха пробки». Кто-то находит в нём тряпки, кто-то - мокрый картон или недельные носки. Но то, что запах неприятный и резкий - это факт. Вкус вина также страдает и становится неприятным, что особенно мучительно, если вы разорились на бутылку действительно дорогого вина. «Запахом пробки» он называется потому, что ТСА часто активизируется именно при контакте вина с пробкой. Впрочем, случается, что вино получает его ещё в бочке. Разумеется, в ресторане вина с пробкой нужно возвращать сомелье обратно. То же самое нужно делать, по возможности, и в магазине. В сетях, конечно, не прокатит, но кавист в нормальной винотеке как минимум отнесётся к вам с пониманием.

ТСА - главный элемент хоррора в дегустаторских повествованиях, но, к слову, потери от банального окисления не меньшие: там хранили неправильно, здесь пробка неудачная, и вот вино, которое, по идее, ещё должно быть живо, больше похоже на уксус.

Все «пробковые» пробки - разные. Кора португальского «коркового» дуба Quercus suber - идеальный материал, но пробки, состоящие из цельного куска коры, - довольно дорогое удовольствие. Пробки топовых французских вин из Бордо и Бургундии будут длиннее пробок более ординарных вин, ради которых не стоит так сильно беспокоиться и платить за лишние миллиметры коры. Натуральные пробки в совсем недорогих винах прессуют или клеят из нескольких кусков коры или из пробковых гранул. Мораль: чем дешевле вино, тем менее натуральна в нём «натуральная» пробка. Так что, объективно говоря, если вы не сомелье и танцы со штопором перед гостями ресторана для вас не являются способом зарабатывания денег, то причин избегать так называемой «альтернативной» пробки нет никаких.

Кора португальского «коркового» дуба Quercus suber - идеальный материал , но пробки, состоящие из цельного куска коры, - довольно дорогое удовольствие

Самая дешёвая из них - пластиковая, идёт на дешёвые же вина со сроком жизни до полутора лет. Хотя производители и клянутся, что уже почти научили её «дышать» как настоящую, создав схожие с натуральной пробкой пористые структуры.

Завинчивающаяся металлическая пробка - это вариант, прекрасный во всех отношениях, «дышит» она меньше корковой, поэтому вина под ней остаются свежими даже большее время, чем под натуральной. Укупоривать вина screw cap начали не так давно, чуть более десяти лет назад, поэтому данных по длительной выдержке «под винтом» серьёзных вин пока немного. Но качественные вина - скажем, пятилетнего возраста - ведут себя более чем нормально.

Особенно популярна screw cap в Австралии и Новой Зеландии, где виноделие - индустрия молодая и экспериментальная по духу. Там не боятся таким образом укупоривать даже очень серьёзные и дорогие вина. Хотя, справедливости ради, есть и европейские опыты в этом русле. Разница в том, что европейцы предпочитают использовать «винт» для белых вин, где главная задача - сохранить свежесть и лёгкие ароматы как можно дольше. А в Новом Свете не боятся использовать и для красных, и тоже в борьбе за ароматы, только яркие фруктовые.

Самая зрелищная из альтернативных пробок - прозрачная стеклянная, с тонкой силиконовой прокладкой, популярна в Германии, отчасти в Австрии и северных областях Италии. Выглядит действительно идеально. Начала активно использоваться недавно, как ведёт себя при длительной выдержке, пока непонятно, но с винами сроком жизни до трёх-четырёх лет ведёт себя отлично. Используется чаще для белых и розовых вин, по той же причине, что и металлическая: менее активный, чем в случае с корковой пробкой, доступ кислорода сохраняет свежесть вина.

РОНАЛЬД БРАУН: Мы используем винтовые пробки бренда Stelvin для всех бутылок с белым и красным вином, которые должны быть выпиты в ближайшие годы после разлива, а не в течение долгих лет. Причина проста. Винтовые пробки гарантируют защиту от проникновения воздуха в бутылку. В результате нет риска окисления. Когда мы откроем бутылку, мы поймём, что вино по вкусу такое же, каким изначально было разлито по бутылкам, - естественно свежее, живое и лёгкое, а это как раз то, чего хочется ожидать от недорогого, но качественного вина. Что ещё важно - вино не рискует приобрести пробковый запах. И, чтобы закрыть эту тему (простите за прагматичность), - screw cup в целом дешевле, чем в среднем эти ваши корковые пробки.

С другой стороны, для премиального красного вина, которое мы собираемся хранить и продолжать выдерживать в бутылках долгие годы, на мой взгляд, корковая пробка обязательна. Однако даже после того, как находится лучшая корковая пробка из всех возможных, по-прежнему остаются случаи, когда ты с гордостью открываешь чью-нибудь бутылку хорошего вина, над которой этот кто-то долго и упорно работал, и к своему разочарованию обнаруживаешь только одно: пробковый запах всё испортил. Такие случаи происходят примерно с тремя-пятью бутылками из ста.

Ещё один аргумент против винтовых пробок заключается в том, что они якобы недостаточно утончённые для искушённых в вине, особенно для сомелье в солидных компаниях. Я верю, что для этого есть свои причины, но, думаю, постепенно мнение большинства изменится. Как вы знаете, очень часто бывает сложно открыть бутылку с корковой пробкой, в то время как бутылку с винтовой пробкой можно открыть без проблем. Я свято верю, что в том числе это обстоятельство сыграет свою роль.

: всегда случайно или существует круг специалистов, которые друг с другом делятся информацией?

Ирина. 50 на 50.

Андрей. Во-первых, в интернете очень много информации, во-вторых, регулярно происходят полупрофессиональные дегустации, когда виноторговые компании представляют новую линейку, либо какой-то производитель привозит новое вино. Fort, «Лудинг», «Браво» организуют подобные мероприятия. Кроме того, в Москве раз в год проходит Wine Expo.

JL. Как выбрать вино?

Андрей. Прийти в магазин типа «Азбуки вкуса» и спросить консультанта, описав, чего хочется.

JL. Но в «Ашане» или «Метро» не будет такого человека.

Ирина. В «Ашане» не будет, но, в принципе, можно выбрать практически любое вино за 300-500 рублей.

Андрей. Не ошибетесь. Дело не в том, что это какая-то критическая стоимость, просто при покупке вина от 300, а сейчас уже, наверное, от 400 рублей, шанс попасть на что-то вкусное больше.

JL. То есть нет ничего подозрительного во французском вине за 300 рублей?

Ирина. Нет, просто это вино, например, из винограда, который может быть собран в любом регионе или регионах Франции, а не на конкретной ограниченной территории. Очень сложно сказать, что хорошо, а что плохо, нужно просто пробовать. Если говорить о лучшем соотношении цены и качества, это, конечно, Испания. Их вина признаны всемирно.

Андрей. Есть такое правило: не знаешь, что брать, бери Риоху – это довольно большой регион Испании, у нас в России очень хорошо представлен.

Сами испанцы говорят, что их вино – это вино, готовое к употреблению. Его не надо ждать, как некоторые итальянские или французские. Свинифицировали, продают – значит, можно пить. Остальное зависит от ваших вкусов. У испанских вин есть градация: самое простое, легкое – Крианса (Crianza), потом Резерва (Rezerve) и Гранд Резерва (Gran Rezerve).

Если хотите взять вино, которое долго хранилось в бочке, а затем долго в бутылке, считается самым готовым, то это Гранд Резерва. Оно будет с явно выраженным бочковым вкусом, третичными ароматами. В ароматике могут появиться кожа или кофе. Если хотите полегче, берите красное Крианса.


С белыми винами другая история. Их намного сложнее испортить, потому что произвести проще. Все, конечно, начинается с винограда: из плохого винограда хорошего вина не сделаешь. Но белые вина в целом дешевле. Если красные более или менее качественные вина начинаются от 400-500 рублей, то для белых вин 300 рублей – уже нормально. Очень редко бывает, что с белым вином что-то не так.

Ирина. Оно проще для понимания.

Андрей. Более изысканные вина, за тысячу, за две, там другое дело – там нужно развивать тонкость обоняния.

Как сказал еще Ротшильд, любое качественное вино должно стоить до $20. Свыше – это то, сколько вы готовы заплатить за конкретное вино. Собственно, так и формируются цены на гранкрюшные французские вина – начиная от «Марго» и заканчивая Petrus’ом, – по несколько тысяч евро за бутылку, и аукционные по 100, 200 тысяч евро.

Ирина. Им, конечно, по 100 лет этим винам, но в целом это, конечно, маркетинг. Но вообще дорогое вино – это:

  • уникальный терруар,
  • высокие технологии,
  • производитель с именем, который заслужил со временем репутацию не только маркетингом, но и качеством.

JL. А существует что-то вроде эффекта плацебо: ты пьешь вино, знаешь, что оно уникальное, и оно тебе уже поэтому нравится?

Андрей. Когда наливают из бутылки с надписью Petrus, я подозреваю, у тебя будут некоторые серьезные ожидания.

Ирина. Вообще сложно сказать, потому что каждое вино не сравнимо с другим. Мы конечно, пытаемся, но вино настолько уникальный организм, это как сравнивать двух людей.

Андрей. И если сказать виноделу, что его вино типичное, он, конечно же, обидится.

JL. Какого возраста вино лучше покупать?

Андрей. Очень зависит от региона, сорта…

Ирина. И от типа вина. Белое обычно выдерживается меньше, чем красное, хотя это тоже относительно. Сотерн, например, может и 20 лет жить.

Андрей. 5-летний Сотерн вообще, наверное, не стоит покупать.

Ирина. Лучше купить 10-летний.

JL. А чем интересен Сотерн?

Андрей. Сотерн – это апелласьон во Франции, регион Бордо, где производятся вина с помощью благородной плесени ботритис. Осенью она заводится на винограде и начинает его заиюзюмливать.

Андрей. Плесень выедает виноград, в нем остается концентрированный сахар, как в изюме. Из этого выжимают оставшийся сок, сладкий-пресладкий, он бродит, и из него делают вино. Получается немного по объему, вино очень сладкое, с невысоким процентом алкоголя, с ароматом бензина. Прекрасная вещь!


JL. Сколько живет вино? Есть примеры, когда находили старое вино, а оно отличное или, наоборот, уже мертво?

Андрей. Есть история на этот счет. По-моему, это было игристое вино, пино-нуар. Его перевозили через Голландию в Санкт-Петербург, а судно потопили шведы. В итоге в Финском заливе оно лежало до 90-х годов. Его достали, вину на тот момент было, наверное, лет сто пятьдесят. Открыли, оказалось отличным.

JL. Как насчет других распространенных советов по выбору вина: что у бутылки должно быть вогнутое дно, пробка лучше закручивающейся крышки? И как читать этикетку, на что обращать внимание?

Ирина. Вогнутое дно – это все понты. Я запомнила название этого углубления – пунт – как раз по слову «понт». Есть много материалов по этому поводу и доказано, что форма дна никакой роли не играет.

Андрей. Знаете, для чего это углубление использовалось? Чтобы можно было в телеге больше бутылок уложить одну в другую, чтобы они не катались и больше умещалось. Получалось на один ряд больше – вот и вся история.


Ирина. А насчет пробки… В принципе, и в дорогом вине бывает пластиковая пробка, хотя, конечно, редко. Чаще натуральная. Закручивающиеся пробки, они называются винтовые, ничем не хуже. Наоборот, они дороже и лучше тем, что на них не может возникнуть болезнь, как на натуральных, которые могут подвергнуться грибку, из-за чего может испортиться вкус и аромат вина. (В ноябре 2013 года Италия одобрила завинчивающиеся крышки для вин DOC и DOCG. Теперь выбор способа закрытия остается за производителем. – Прим. ред. ) Есть еще стеклянные пробки, но их пока мало. Не знаю, вытеснят ли они остальные, пока они не очень популярные, потому что дорогие, но считаются лучшими.

JL. Ну так, для обывателя.

Андрей. Советую по этому поводу почитать Хью Джонсона, у него очень подробно написано, что где указано на этикетке. Этикетки – очень интересная вещь. Французские, наверное, самые сдержанные. Новосветские – самые аляпистые, там меньше информации, больше призыва. У нас в России на контрэтикетке, с русским переводом, принято писать сорта винограда. Во Франции этого не делают – там и так знают, в каком регионе из какого винограда производят вино.

Ирина. Общий совет – выбирать не столовое вино, а вино географического наименования. Это значит, что оно подчиняется определенным правилам, установленным в этом регионе. Так надежнее. Еще я бы с осторожностью относилась к винам, на которых процент алкоголя указан не четко, а некими рамками – от стольки-то до стольки-то. Это очень странно: если вино разлито в бутылки, оно, по идее, не должно развиваться настолько, чтобы от 12 процентов перейти к 14.

Чтобы научиться понимать вино, не стоит сразу покупать бутылки за тысячи рублей. Чтобы понять отличие Шардоне от Совиньона, можно купить Совиньон без бочки, допустим 2011 года и Шардоне без бочки 2011 года и для себя уяснить, как они пахнут. Понять, видишь ли ты в нем ароматы, перечисленные в описании. Это практика. Чтобы начать в этом разбираться, нужен как минимум год.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Рецепты. Кондитерская. Рестораны. Мясо. Фрукты и овощи